1.3. Организация бухгалтерского учета
1.3.1. Виды учета
Финансовый учет
Необходимость публиковать бухгалтерскую отчетность, с одной стороны, и сохранение коммерческой тайны, с другой стороны, приводит к разделению бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Финансовый учет охватывает информацию, которая, помимо использования ее внутри предприятия руководством, учредителями, участниками и собственниками имущества организации, передается также и внешним пользователям — инвесторам, кредиторам, территориальным органам статистики по месту регистрации предприятия, банкам, налоговой инспекции и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
Целью финансового учета является обеспечение широкого круга заинтересованных пользователей полезной информацией о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.
Можно выделить следующие принципы концепции финансового учета:
· ведение финансового учета является обязательным для каждого предприятия;
· порядок ведения финансового учета регламентируется государством через систему нормативных актов;
· финансовый учет и составление финансовой отчетности осуществляются в денежном выражении;
· применение метода двойной записи, позволяющей каждую хозяйственную операцию, хозяйственный факт, исходя из экономического содержания и двойственного характера, отражать дважды в одинаковой сумме по двум счетам бухгалтерского учета.
· системный бухгалтерский учет, организуемый при помощи синтетических и аналитических счетов, позволяет получить достоверную информацию об имуществе предприятия и источниках его формирования, обобщенную в финансовой отчетности;
· бухгалтерская (финансовая) информация должна удовлетворять следующим требованиям: формироваться в системном (бухгалтерском) учете, быть полной, достоверной, объективной, значимой, что позволяет использовать ее при принятии решений, иметь прогнозную ценность, основываться на обратной связи, быть своевременной, понятной для лиц, которые принимают или подготавливают соответствующие управленческие и иные решения;
· основным способом представления пользователям вне предприятия информации, собранной и обработанной в системном бухгалтерском учете, является внешняя отчетность;
· важным принципом финансового учета и отчетности является возможность анализа финансового состояния предприятия, проводимого по бухгалтерскому балансу и другим формам отчетности, который предполагает определение ликвидности активов баланса, наличия производственных запасов и других материальных ценностей, а также расчет ряда коэффициентов;
· формируемая учетная информация должна учитывать влияние инфляции.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность призвана решать такие задачи: представлять информацию, объективную и доступную для понимания существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам. Представлять информацию, помогающую существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам судить о суммах, времени и риске, связанных с ожидаемыми доходами. Представлять информацию о хозяйственных ресурсах предприятия, его обязательствах, составе имущества и источниках его формирования, а также их изменениях.
Бухгалтерскую отчетность предприятия принято делить на квартальную и годовую.
Квартальная отчетность представляется не позднее 30 дней с момента окончания квартала, а годовая — не позднее 90 дней и не ранее 60 дней после окончания отчетного года.
Так как финансовая отчетность ориентирована на внешних пользователей, необходима аудиторская проверка. Аудиторское заключение составляется независимой аудиторской фирмой с отражением примечаний к финансовой отчетности.
Финансовая отчетность является открытой и может публиковаться в печати, причем акционерные общества открытого типа обязаны опубликовывать сведения в течение 150 дней по окончании года.
Вся информация, содержащаяся в финансовой отчетности, подлежит аудиторской проверке, которая проводится в соответствии с законодательством РФ. Аудиторская проверка обязательна не для всех предприятий.
Управленческий учет
Управленческая отчетность является секретом фирмы и предназначена для внутрихозяйственного пользования.
Управленческий учет является составной частью системы управления предприятием. Он призван обеспечить Управленческий учет — интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управления и формирование информации для:
• контроля экономичности текущей деятельности организации в целом и в разрезе ее отдельных подразделений, видов деятельности, секторов рынка;
• планирования будущей стратегии и тактики осуществления коммерческой деятельности в целом и отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
• измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и в разрезе подразделений организации, выявления степени рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг, секторов и сегментов рынка;
• корректировки управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции, товаров и услуг, уменьшения субъективности в процессе принятия решений на всех уровнях управления.
Исходя из этого, главными принципами управленческого учета являются ориентация на достижение поставленной цели предпринимательства, необходимость обеспечения альтернативных вариантов решения поставленной задачи, участие в выборе оптимального варианта и в расчетах нормативных параметров его исполнения, ориентация на выявление отклонений от заданных параметров исполнения, интерпретация выявленных отклонений и их анализ.
Основными задачами управленческого учета являются:
• своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию продукции;
• исчисление показателей себестоимости продукции (плановых, нормативных, фактических);
• контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
• получение оценочных данных по различным моделям хозяйствования;
• определение финансовых результатов деятельности структурных подразделений.
На основе данных управленческого учета принимаются управленческие решения о внедрении современной техники и технологии, применении новых форм организации труда, выявлении резервов экономии материальных и трудовых ресурсов с целью снижения себестоимости и увеличения рентабельности.
В зависимости от выполняемых задач можно выделить три основных направления управленческого учета:
1) Учет затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг).
2) Учет финансовых результатов по центрам ответственности.
3) Дифференцированный учет.
В рамках данного направления производится оценка конкретных моделей хозяйствования, прогнозируются показатели будущих периодов для ответа на вопрос, какая из моделей хозяйствования будет лучшей.
Управленческий учет является логическим следствием развития бухгалтерского учета, его эволюции.
Необходимость обособления данных управленческого учета в самостоятельную систему во многом связана с усилением требований к сохранению коммерческой тайны деятельности организации, обстоятельств, при которых принимаются те или иные решения.
Основные отличия финансового и управленческого учета представлены в таблице1.
Таблица 1. Сравнение финансового и управленческого учета
|
Финансовый учет |
Управленческий учет |
Основные потребители информации |
Сторонние организации и лица |
Различные уровни внутрифирменного управления |
Виды систем бухгалтерского учета |
Система двойной записи |
Не ограничен двойной записью, используется любая система |
Свобода выбора |
Обязательное следование общепринятым принципам бухгалтерского учета |
Нет норм и ограничений |
Используемые измерители |
Денежная единица по курсу, действовавшему в момент совершения хозяйственной операции |
Любая подходящая денежная или натуральная единица измерения |
Группировка затрат |
По элементам затрат |
По статьям калькуляции |
Основной объект учета |
Предприятие в целом |
Структурные подразделения предприятия |
Периодичность составления отчетности |
Периодически на регулярной основе |
По мере надобности, не обязательно на регулярной основе |
Степень надежности информации |
Требуется объективность |
Зависит от целей планирования. При необходимости используются точные данные |
Обязательность ведения |
Строго обязателен |
Не обязателен |
Налоговый учет
Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка отражения в регистрах информации об объектах учета. Налогоплательщик может разработать регистры самостоятельно или взять за основу те, что разработаны ФНС России. Последние представляют собой перечень основных показателей, необходимых для исчисления налоговой базы.
Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации с целью определить налоговую базу для исчисления налога на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным порядком. Согласно НК РФ налогоплательщик организует систему налогового учета самостоятельно, исходя из принципов последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок же ведения последнего устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утвержденной соответствующим приказом (распоряжением) руководителя предприятия.
Цель налогового учета — формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течении отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов. Из данного определения видно, что цели налогового учета несколько иные, чем у бухгалтерского. Оба учета должны:
1. формировать полную и достоверную информацию. Но бухгалтерский — о деятельности организации и его имущественном положении, а налоговый — о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
2. обеспечивать информацией внутренних и внешних пользователей. Бухгалтерский —для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций, а налоговый — для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Данные налогового учета должны отражать:
· порядок формирования суммы доходов и расходов;
· порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
· сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
· порядок формирования сумм создаваемых резервов;
· сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Законодательно установлено, что подтверждением данных налогового учета являются:
· первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
· аналитические регистры налогового учета;
· расчет налоговой базы.
Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и включает в приложение к учетной политике для целей налогообложения.
В настоящее время существуют различные варианты организации налогового учета:
1. Вести учет по правилам бухгалтерского учета и по его данным получать данные налогового учета.
2. Вести учет по правилам налогового учета и по его данным получать данные бухгалтерского учета.
3. Вести параллельно бухгалтерский и налоговый учет.
В налоговом учете не предусмотрен новый (налоговый) план счетов — он ведется в соответствии с системой налоговых регистров. При этом, согласно НК РФ предприятия сами определяют как эти регистры будут формироваться, однако вести их необходимо. На основании информации данных регистров в дальнейшем должны будут строиться показатели регистров формирования отчетных данных, которые затем переносятся в налоговую декларацию.
Контрольные вопросы:
1. Что является целью финансового учета?
2. Назовите основные принципы концепции финансового учета.
3. Что является целью управленческого учета?
4. Назовите основные задачи управленческого учета..
5. Назовите основные отличия финансового и управленческого учета.
6. Что представляет собой налоговый учет?
7. Что является целью налогового учета?
1.3.2. Учетная политика организации
Современный бухгалтерский учет не относится к числу точных наук, в которых всем фактам и событиям можно дать однозначную оценку. Это объясняется прежде всего наличием множества экономических интересов, что приводит к обоснованию различных методологических и методических подходов в построении учета – возможности выбора учетной политики.
Учетная политика в широком смысле – это средство реализации учетных целей путем выбора адекватных им моделей бухгалтерского отражения. Несмотря на широкий круг интересов, выражаемых учетной политикой, ее формирование возможно лишь государством, определяющим общие принципы и правила учета, и экономическим субъектом, выбирающим между законодательно допустимыми альтернативными вариантами. Степень свободы организации в формировании учетной политики законодательно ограничена государственной регламентацией бухгалтерского учета, представленной перечнем методик и учетных процедур, среди которых допустимы альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава бухгалтерских счетов и т.п.
В Российской Федерации у организации существует возможность выбора способов учета, что законодательно закреплено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ».
Согласно Положению учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.
При формировании учетной политики необходимо исходить из определенных допущений. Они считаются общепризнанными и нашли свое отражение как в международных, так и в большинстве национальных стандартов учета. В России таковыми считаются: имущественная обособленность, непрерывность деятельности, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Данные допущения подробно рассмотрены в составе принципов бухгалтерского учета. Помимо перечисленных допущений при разработке учетной политики должны учитываться такие требования, как полнота, своевременность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность.
Учетная политика формируется главным бухгалтером, утверждается руководителем организации (приказом, распоряжением и подобной им организационно распорядительной документацией) и применяется всеми структурными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс.
При этом утверждаются:
· рабочий план счетов;
· формы первичных учетных документов, разработанные с учетом специфики деятельности организации, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
· методы оценки активов и обязательств;
· правила документооборота и технология обработки данных;
· порядок контроля за бухгалтерскими операциями;
· другие решения, необходимые для организации учета.
Аналогично оформляются и изменения в учетной политике, которые должны быть обоснованы и вводиться с 1 января года следующего за отчетным.
Изменение учетной политики допускается следующих случаях:
· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
· существенного изменения условий деятельности.
Вновь созданные организации оформляют избранную ими политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Описание применяемой учетной политики должно содержаться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Последняя может не содержать такой информации, если в ней со времени представления предыдущей бухгалтерской отчетности не произошли изменения, связанные со сменой способов ведения учета. В случаях, когда организация при разработке и проведении учетной политики строго следовала основным допущениям, их можно не указывать. Однако, если в силу особых обстоятельств организация их не придерживалась, необходимо указать на этот факт с обоснованием причин.
Существование множества видов учета (оперативный, финансовый бухгалтерский, управленческий бухгалтерский, налоговый, статистический и т.д.) призвано максимальной степени удовлетворить интересы различных групп пользователей учетной информации, что в свою очередь предопределяет учетную политику.
Кроме того, немаловажным фактором признаются интересы не только пользователей отчетности, но и ее составителей. Так, например, для организации основной задачей учетной политики применительно к налоговому учету может стать минимизация налогообложения, а применительно к финансовому учету – управление финансовыми характеристиками (рентабельностью, ликвидностью, финансовой устойчивостью и т.п.) как условие достижения максимальной привлекательности организации для инвесторов, банков и других контрагентов. Следует добавить, что успешное управление организацией возможно благодаря финансовой, производственной, маркетинговой политике и, конечно, учетной, которая должна рассматриваться в составе единого контура управления предприятием. Их объединяет общая цель – получение максимального суммарного эффекта от деятельности организации.
Экономические интересы и учетная политика
Аспекты учетной политики
При изучении учетной политики необходимо выделить два основных аспекта ее формирования — методический и организационный.
Методический аспект определяет варианты отражения в учете информации о производственно хозяйственной и финансовой деятельности исходя из альтернативных приемов и способов. Технически это выражается возможности отражения одних и тех же фактов хозяйственной жизни неодинаковыми бухгалтерскими проводками и в различных оценках. Организационный аспект определяет формы ведения и организации бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом.
Различные варианты учетной политики на методическом уровне определяются разными вариантами оценки и распределения стоимости. Причем следует выделить оценку в общепринятом определении и оценку возникающую вследствие группировки (перераспределения) стоимости — «вторичную» оценку. Например, в зависимости от применяемого метода списания материальных ценностей (FIFO,LIFO и т.д.) изменяется стоимость запасов в активе баланса; или в зависимости от применяемого метода амортизации основных средств изменяется их остаточная стоимость и т.д.
Методический аспект включает в себя:
· Способ оценки объектов бухгалтерского наблюдения.
· Порядок амортизации активов.
· Порядок списания стоимости материально производственных запасов.
· Механизм формирования и списан я затрат в расходы будущих периодов.
· Порядок создания резервов.
· Механизм калькуляционного учета.
· Порядок учета доходов будущих периодов.
· Оценку задолженности по полученным кредитам и займам.
Организационный аспект включает в себя:
· Форму бухгалтерского учета.
· План счетов бухгалтерского учета.
· Организацию учетной работы.
· Инвентаризацию имущества и обязательств.
· Внутренний учет, отчетность и контроль.
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской информации. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
1.3.3. Цикл ведения бухгалтерского учета
Цикл ведения в организации бухгалтерского учета можно разделить на несколько стадий (этапов):
1. Первичное наблюдение.
2. Документальное оформление операций.
3. Текущая группировка фактов хозяйственной деятельности.
4. Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.
5. Анализ бухгалтерской отчетности.
На стадии первичного наблюдения анализируются свершившиеся факты хозяйственной деятельности и подразделяются на отдельные хозяйственные операции. Хозяйственная операция принимается к бухгалтерскому учету, если определено время ее совершения, ее содержание, стоимостное измерение.
На стадии документального оформления операций — составляются или принимаются от других организаций первичные документы, отражающие все совершенные финансово-хозяйственные операции и их результат (квитанции, счета, накладные и др.). Первичные документы проверяются по форме и по существу и регистрируются.
На стадии текущей группировки фактов хозяйственной деятельности информация первичных документов о соответствующей финансово-хозяйственной операции отражается в соответствии с системой счетов бухгалтерского учета. Определяется бухгалтерская проводка операции по методу двойной записи, которая заносится в учетные регистры согласно выбранной форме бухгалтерского учета.
На стадии итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе данных текущего бухгалтерского учета составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность по установленным формам. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, ее имущественное и финансовое положение за определенный период (квартал, полугодие, год).
На стадии анализа деятельности организации производится анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на основе данных бухгалтерского учета и отчетности.
1.3.4. Организация бухгалтерского учета на предприятиях
Вся работа по ведению учета и его организации осуществляется бухгалтерским аппаратом, который, как правило, является самостоятельным структурным подразделением и не должен входить в состав какой-либо другой части (службы) предприятия. На него возлагается ведение всего бухгалтерского учета, составление отчетности и контроль за соблюдением финансовой и сметной дисциплины.
Структура бухгалтерского аппарата на предприятиях различных отраслей (промышленности, торговли и т.д.) меняется в зависимости от содержания учетной работы. На крупных предприятиях главная бухгалтерия, как самостоятельный отдел, подразделяется на ряд подотделов или групп.
Возможно несколько вариантов организации бухгалтерской службы на предприятии: предметный, функциональный, линейный и комбинированный.
Предметный вариант предусматривает организацию бухгалтерской службы в соответствии с названием отделов: расчетный (оплаты труда); материальный, производственный финансовый, расчетов и сбыта; общий.
Такая структура бухгалтерского аппарата характерна для средних и крупных предприятий (компаний), где каждый отдел ведет текущий учет от момента получения документа, его обработки, занесения в соответствующие учетные регистры (книги, ведомости и пр.) до составления отчетности по группе закрепления счетов, исходя из экономической однородности. Качество подготовки информации при подобном варианте достаточно высокое, так как бухгалтер приближен к конкретному объекту учета.
Функциональный вариант предусматривает определенную специализацию выполнения работником или группой однородных учетных операций, соответствующих стадиям технологического процесса формирования учетной информации. Подобный вариант наиболее полно отвечает современным требованиям организации бухгалтерской службы, где каждое рабочее место оснащено персональным компьютером. Сокращается время, затрачиваемое на межпроизводственные операции при переходе от выполнения одних работ к другим.
Линейный вариант разделения труда наиболее типичен для структурных подразделений предприятия (участков, цехов, производств). Здесь учетный процесс от начала наблюдения, сбора, обработки и обобщения учетной информации возложен на так называемые учетные группы.
Применяется также комбинированное разделение учетного процесса, предусматривающее различное сочетание перечисленных выше вариантов. При любом из них организация бухгалтерии рассматривается как централизованная или децентрализованная. В первом случае весь учетный процесс, включая составление соответствующих форм отчетности, осуществляется в единой бухгалтерии предприятия. Во втором в структурных подразделениях подготавливается учетная информация различной степени детализации и обобщения, а составление баланса и других отчетных форм в централизованной бухгалтерии.
Независимо от принятого варианта организации учетного процесса на предприятии, формирование для аппарата управления полной и своевременной информации во многом определяется персональной ответственностью каждого бухгалтера, границы которой должны быть определены его должностной инструкцией.
Наряду с этим в целях обеспечения сохранности отдельных видов имущества, законности и экономической целесообразности проведения отдельных хозяйственных операций в организации создается система внутрипроизводственного контроля. Она является составной частью учетной политики предприятия и формирует в законном виде ее организационный аспект.
Главная задача бухгалтерии — способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности.
1.3.5. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
Главный бухгалтер (бухгалтер) организации, централизованной бухгалтерии назначается или освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю организации (если иное не предусмотрено законодательством РФ).
Главный бухгалтер организации руководствуется законодательством, Положением о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативными актами, утверждаемыми в установленном порядке, и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил ведения бухгалтерского учета. Должностной оклад главного бухгалтера устанавливается, - как правило, на уровне должностного оклада заместителя руководителя организации.
При освобождении главного бухгалтера от работы производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего — работнику, назначенному приказом руководителя организации), в процессе которой проверяется состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.
Главный бухгалтер организации обязан обеспечить:
· ведение бухгалтерского учета в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке;
· контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
· составление отчетности и предоставление оперативной информации о хозяйственной деятельности организации и его структурных подразделений;
· осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов;
· оценку фактического использования выявленных резервов.
Главному бухгалтеру предоставляется право подписи (совместно с руководителем организации) документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главных бухгалтеров считаются недействительными и не принимаются к исполнению.
Право подписи может быть предоставлено письменным распоряжением руководителя организации уполномоченным лицам.
С главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).
В организациях с небольшой численностью сотрудников и не имеющих в штате кассира, обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации.
Главному бухгалтеру организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю организации и при получении от него письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.
За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный (старший) бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под учетной политикой?
2. Кем формируется учетная политика?
3. Какие существуют аспекты учетной политики?
4. Что такое цикл ведения бухгалтерского учета? Назовите основные стадии ведения учета.
5. Что понимается под структурой бухгалтерского аппарата?
6. Назовите права и обязанности главного бухгалтера.