1.3. Организация бухгалтерского учета

 

1.3.1. Виды учета

Финансовый учет

 

Необходимость публиковать бухгалтерскую отчетность, с одной стороны, и сохранение коммерческой тайны, с другой стороны, приводит к разделению бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Финансовый учет охватывает информацию, которая, помимо использования ее внутри предприятия руководством, учредителя­ми, участниками и собственниками имущества организации, пе­редается также и внешним пользователям — инвесторам, кредито­рам, территориальным органам статистики по месту регистрации предприятия, банкам, налоговой инспекции и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Целью финансового учета является обеспечение широкого кру­га заинтересованных пользователей полезной информацией о фи­нансовом положении, финансовых результатах деятельности и из­менениях в финансовом положении организации.

Можно выделить следующие принципы концепции финансового учета:

·                    ведение финансового учета является обязательным для каждого предприятия;

·                    порядок ведения финансового учета регламентируется государством через систему нормативных актов;

·                    финансовый учет и составление финансовой отчетности осуществляются в денежном выражении;

·                    применение метода двойной записи, позволяющей каждую хо­зяйственную операцию, хозяйственный факт, исходя из эконо­мического содержания и двойственного характера, отражать два­жды в одинаковой сумме по двум счетам бухгалтерского учета.

·                    системный бухгалтерский учет, организуемый при помощи син­тетических и аналитических счетов, позволяет получить досто­верную информацию об имуществе предприятия и источниках его формирования, обобщенную в финансовой отчетности;

·                    бухгалтерская (финансовая) информация должна удовлетворять следующим требованиям: формироваться в системном (бухгал­терском) учете, быть полной, достоверной, объективной, зна­чимой, что позволяет использовать ее при принятии решений, иметь прогнозную ценность, основываться на обратной связи, быть своевременной, понятной для лиц, которые принимают или подготавливают соответствующие управленческие и иные решения;

·                    основным способом представления пользователям вне предпри­ятия информации, собранной и обработанной в системном бух­галтерском учете, является внешняя отчетность;

·                    важным принципом финансового учета и отчетности являет­ся возможность анализа финансового состояния предприятия, проводимого по бухгалтерскому балансу и другим формам отчетности, который предполагает определение ликвидности ак­тивов баланса, наличия производственных запасов и других ма­териальных ценностей, а также расчет ряда коэффициентов;

·                    формируемая учетная информация должна учитывать влияние инфляции.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность призвана решать такие задачи: представлять информацию, объективную и доступную для понимания существующим и потенциальным инвесторам и креди­торам. Представлять информацию, помогающую существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам судить о суммах, вре­мени и риске, связанных с ожидаемыми доходами. Представлять информацию о хозяйственных ресурсах предприятия, его обяза­тельствах, составе имущества и источниках его формирования, а также их изменениях.

Бухгалтерскую отчетность предприятия принято делить на квар­тальную и годовую.

Квартальная отчетность представляется не позднее 30 дней с момента окончания квартала, а годовая — не позднее 90 дней и не ранее 60 дней после окончания отчетного года.

Так как финансовая отчетность ориентирована на внешних поль­зователей, необходима аудиторская проверка. Аудиторское заключение составляется независимой аудиторской фирмой с отражением примечаний к финансовой отчетности.

Финансовая отчетность является открытой и может публико­ваться в печати, причем акционерные общества открытого типа обязаны опубликовывать сведения в течение 150 дней по оконча­нии года.

Вся информация, содержащаяся в финансовой отчетности, под­лежит аудиторской проверке, которая проводится в соответствии с законодательством РФ. Аудиторская проверка обязательна не для всех предприятий.

 

 

Управленческий учет

Управленческая отчетность является секретом фирмы и предна­значена для внутрихозяйственного пользования.

Управленческий учет является составной частью системы управ­ления предприятием. Он призван обеспечить Управленческий учет — интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, ко­торая систематизирует информацию для оперативных управления и формирование ин­формации для:

    контроля экономичности текущей деятельности организации в целом и в разрезе ее отдельных подразделений, видов деятель­ности, секторов рынка;

    планирования будущей стратегии и тактики осуществления ком­мерческой деятельности в целом и отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов  организации;

    измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и в разрезе подразделений организации, выявления степени рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг, сек­торов и сегментов рынка;

    корректировки управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции, товаров и услуг, уменьшения субъективности в процессе принятия решений на всех уровнях управления.

Исходя из этого, главными принципами управленческого уче­та являются ориентация на достижение поставленной цели пред­принимательства, необходимость обеспечения альтернативных вариантов решения поставленной задачи, участие в выборе опти­мального варианта и в расчетах нормативных параметров его ис­полнения, ориентация на выявление отклонений от заданных па­раметров исполнения, интерпретация выявленных отклонений и их анализ.

Основными задачами управленческого учета являются:

    своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию продукции;

    исчисление показателей себестоимости продукции (плановых, нормативных, фактических);

    контроль за экономным и рациональным использованием ма­териальных, трудовых и финансовых ресурсов;

    получение оценочных данных по различным моделям хозяйст­вования;

    определение финансовых результатов деятельности структур­ных подразделений.

На основе данных управленческого учета принимаются управ­ленческие решения о внедрении современной техники и технологии, применении новых форм организации труда, выявлении ре­зервов экономии материальных и трудовых ресурсов с целью сни­жения себестоимости и увеличения рентабельности.

В зависимости от выполняемых задач можно выделить три ос­новных направления управленческого учета:

1)  Учет затрат на производство и калькуляция себестоимости про­дукции (работ, услуг).

2)  Учет финансовых результатов по центрам ответственности.

3)  Дифференцированный учет.

            В рамках данного направления про­изводится оценка конкретных моделей хозяйствования, прогно­зируются показатели будущих периодов для ответа на вопрос, какая из моделей хозяйствования будет лучшей.

            Управленческий учет является логическим следствием разви­тия бухгалтерского учета, его эволюции.

Необходимость обособления данных управленческого учета в са­мостоятельную систему во многом связана с усилением требований к сохранению коммерческой тайны деятельности организации, об­стоятельств, при которых принимаются те или иные решения.

Основные отличия финансового и управленческого учета пред­ставлены в таблице1.

Таблица 1. Сравнение финансового и управленческого учета

 

 

Финансовый учет

Управленческий учет


Основные потре­бители инфор­мации

Сторонние организации и лица

Различные уровни внутрифирменного управ­ления

Виды систем бухгалтерского учета

Система двойной за­писи

Не ограничен двойной записью, используется любая система

Свобода выбора

Обязательное следо­вание общепринятым принципам бухгалтер­ского учета

Нет норм и ограниче­ний

Используемые измерители

Денежная единица по курсу, действовавше­му в момент соверше­ния хозяйственной опе­рации

Любая подходящая де­нежная или натуральная единица измерения

Группировка за­трат

По элементам затрат

По статьям калькуляции

Основной объ­ект учета

Предприятие в целом

Структурные подразделе­ния предприятия

Периодичность составления от­четности

Периодически на регу­лярной основе

По мере надобности, не обязательно на регуляр­ной основе

Степень надеж­ности информа­ции

Требуется объектив­ность

Зависит от целей плани­рования. При необходи­мости используются точ­ные данные

Обязательность ведения

Строго обязателен

Не обязателен


 

Налоговый учет

Организация системы налогового учета подразумевает определе­ние совокупности показателей, влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка отражения в регистрах информации об объектах учета. Налогоплательщик может разработать регистры самостоя­тельно или взять за основу те, что разработаны ФНС России. По­следние представляют собой перечень основных показателей, не­обходимых для исчисления налоговой базы.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения инфор­мации с целью определить налоговую базу для исчисления нало­га на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным порядком. Согласно НК РФ нало­гоплательщик организует систему налогового учета самостоятель­но, исходя из принципов последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок же ведения последнего уста­навливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утвержденной соответствующим приказом (рас­поряжением) руководителя предприятия.

Цель налогового учета — формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяй­ственных операций, осуществленных налогоплательщиком в тече­нии отчетного (налогового) периода, а также обеспечение инфор­мацией внутренних и внешних пользователей для контроля за пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисле­ния и уплаты в бюджет налогов. Из данного определения видно, что цели налогового учета несколько иные, чем у бухгалтерского. Оба учета должны:

1.  формировать полную и достоверную информацию. Но бухгал­терский — о деятельности организации и его имущественном положении, а налоговый — о порядке учета для целей налого­обложения хозяйственных операций, осуществленных налого­плательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

2.  обеспечивать информацией внутренних и внешних пользовате­лей. Бухгалтерский —для контроля за соблюдением законодатель­ства РФ при осуществлении хозяйственных операций, а налого­вый — для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

            Данные налогового учета должны отражать:

·                    порядок формирования суммы доходов и расходов;

·                    порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

·                    сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

·                    порядок формирования сумм создаваемых резервов;

·                    сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

            Законодательно установлено, что подтверждением данных на­логового учета являются:

·                    первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

·                    аналитические регистры налогового учета;

·                    расчет налоговой базы.

Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и включает в при­ложение к учетной политике для целей налогообложения.

В настоящее время существуют различные варианты организа­ции налогового учета:

1.  Вести учет по правилам бухгалтерского учета и по его данным получать данные налогового учета.

2.  Вести учет по правилам налогового учета и по его данным по­лучать данные бухгалтерского учета.

3.  Вести параллельно бухгалтерский и налоговый учет.

В налоговом учете не предусмотрен новый (налоговый) план счетов — он ведется в соответствии с системой налоговых регист­ров. При этом, согласно НК РФ предприятия сами определяют как эти регистры будут формироваться, однако вести их необходимо. На основании информации данных регистров в дальнейшем долж­ны будут строиться показатели регистров формирования отчетных данных, которые затем переносятся в налоговую декларацию.

 

Контрольные вопросы:

1.                 Что является целью финансового учета?

2.                 Назовите основные принципы концепции финансового учета.

3.                 Что является целью управленческого учета?

4.                 Назовите основные задачи управленческого учета..

5.                 Назовите основные отличия финансового и управленческого учета.

6.                 Что представляет собой налоговый учет?

7.                 Что является целью налогового учета?

 

 

 

1.3.2. Учетная политика организации

 

Современный бухгалтерский учет не относится к числу точных наук, в которых всем фактам и событиям можно дать однозначную оценку. Это объясняется прежде всего наличием множества экономических интересов, что приводит к обоснованию различных методологических и методических подходов в построении учета – возможности выбора учетной политики.

Учетная политика в широком смысле – это средство реализации учетных целей путем выбора адекватных им моделей бухгалтерского отражения. Несмотря на широкий круг интересов, выражаемых учетной политикой, ее формирование возможно лишь государством, определяющим общие принципы и правила учета, и экономическим субъектом, выбирающим между законодательно допустимыми альтернативными вариантами. Степень свободы организации в формировании учетной политики законодательно ограничена государственной регламентацией бухгалтерского учета, представленной перечнем методик и учетных процедур, среди которых допустимы альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава бухгалтерских счетов и т.п.

В Российской Федерации у организации существует возможность выбора способов учета, что законодательно закреплено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ».

Согласно Положению учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.

При формировании учетной политики необходимо исходить из определенных допущений. Они считаются общепризнанными и нашли свое отражение как в международных, так и в большинстве национальных стандартов учета. В России таковыми считаются: имущественная обособленность, непрерывность деятельности, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Данные допущения подробно рассмотрены в составе принципов бухгалтерского учета. Помимо перечисленных допущений при разработке учетной политики должны учитываться такие требования, как полнота, своевременность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность.

Учетная политика формируется главным бухгалтером, утверждается руководителем организации (приказом, распоряжением и подобной им организационно распорядительной документацией) и применяется всеми структурными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс.

При этом утверждаются:

·                    рабочий план счетов;

·                    формы первичных учетных документов, разработанные с учетом специфики деятельности организации, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

·                    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

·                    методы оценки активов и обязательств;

·                    правила документооборота и технология обработки данных;

·                    порядок контроля за бухгалтерскими операциями;

·                    другие решения, необходимые для организации учета.

Аналогично оформляются и изменения в учетной политике, которые должны быть обоснованы и вводиться с 1 января года следующего за отчетным.

Изменение учетной политики допускается следующих случаях:

·                    изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

·                    разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

·                    существенного изменения условий деятельности.

Вновь созданные организации оформляют избранную ими политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Описание применяемой учетной политики должно содержаться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Последняя может не содержать такой информации, если в ней со времени представления предыдущей бухгалтерской отчетности не произошли изменения, связанные со сменой способов ведения учета. В случаях, когда организация при разработке и проведении учетной политики строго следовала основным допущениям, их можно не указывать. Однако, если в силу особых обстоятельств организация их не придерживалась, необходимо указать на этот факт с обоснованием причин.

Существование множества видов учета (оперативный, финансовый бухгалтерский, управленческий бухгалтерский, налоговый, статистический и т.д.) призвано максимальной степени удовлетворить интересы различных групп пользователей учетной информации, что в свою очередь предопределяет учетную политику.

Кроме того, немаловажным фактором признаются интересы не только пользователей отчетности, но и ее составителей. Так, например, для организации основной задачей учетной политики применительно к налоговому учету может стать минимизация налогообложения, а применительно к финансовому учету – управление финансовыми характеристиками (рентабельностью, ликвидностью, финансовой устойчивостью и т.п.) как условие достижения максимальной привлекательности организации для инвесторов, банков и других контрагентов. Следует добавить, что успешное управление организацией возможно благодаря финансовой, производственной, маркетинговой политике и, конечно, учетной, которая должна рассматриваться в составе единого контура управления предприятием. Их объединяет общая цель – получение максимального суммарного эффекта от деятельности организации.

Экономические интересы и учетная политика

Аспекты учетной политики

При изучении учетной политики необходимо выделить два основных аспекта ее формирования — методический и организационный.

Методический аспект определяет варианты отражения в учете информации о производственно хозяйственной и финансовой деятельности исходя из альтернативных приемов и способов. Технически это выражается возможности отражения одних и тех же фактов хозяйственной жизни неодинаковыми бухгалтерскими проводками и в различных оценках. Организационный аспект определяет формы ведения и организации бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом.

Различные варианты учетной политики на методическом уровне определяются разными вариантами оценки и распределения стоимости. Причем следует выделить оценку в общепринятом определении и оценку возникающую вследствие группировки (перераспределения) стоимости — «вторичную» оценку. Например, в зависимости от применяемого метода списания материальных ценностей (FIFO,LIFO и т.д.) изменяется стоимость запасов в активе баланса; или в зависимости от применяемого метода амортизации основных средств изменяется их остаточная стоимость и т.д.

Методический аспект включает в себя:

·                    Способ оценки объектов бухгалтерского наблюдения.

·                    Порядок амортизации активов.

·                    Порядок списания стоимости материально производственных запасов.

·                    Механизм формирования и списан я затрат в расходы будущих периодов.

·                    Порядок создания резервов.

·                    Механизм калькуляционного учета.

·                    Порядок учета доходов будущих периодов.

·                    Оценку задолженности по полученным кредитам и займам.

Организационный аспект включает в себя:

·                    Форму бухгалтерского учета.

·                    План счетов бухгалтерского учета.

·                    Организацию учетной работы.

·                    Инвентаризацию имущества и обязательств.

·                    Внутренний учет, отчетность и контроль.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской информации. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

 

1.3.3. Цикл ведения бухгалтерского учета

Цикл ведения в организации бухгалтерского учета можно разде­лить на несколько стадий (этапов):

1.  Первичное наблюдение.

2.  Документальное оформление операций.

3.  Текущая группировка фактов хозяйственной деятельности.

4.  Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

5.  Анализ бухгалтерской отчетности.

На стадии первичного наблюдения анализируются свершившие­ся факты хозяйственной деятельности и подразделяются на от­дельные хозяйственные операции. Хозяйственная операция при­нимается к бухгалтерскому учету, если определено время ее совер­шения, ее содержание, стоимостное измерение.

На стадии документального оформления операций — составляются или принимаются от других организаций первичные документы, отражающие все совершенные финансово-хозяйственные операции и их результат (квитанции, счета, накладные и др.). Первичные доку­менты проверяются по форме и по существу и регистрируются.

На стадии текущей группировки фактов хозяйственной деятельно­сти информация первичных документов о соответствующей финан­сово-хозяйственной операции отражается в соответствии с системой счетов бухгалтерского учета. Определяется бухгалтерская проводка операции по методу двойной записи, которая заносится в учетные регистры согласно выбранной форме бухгалтерского учета.

На стадии итогового обобщения фактов хозяйственной деятель­ности на основе данных текущего бухгалтерского учета составляет­ся бухгалтерская (финансовая) отчетность по установленным фор­мам. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показа­телей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, ее имущественное и финансовое положение за опре­деленный период (квартал, полугодие, год).

На стадии анализа деятельности организации производится ана­лиз финансово-хозяйственной деятельности организации на осно­ве данных бухгалтерского учета и отчетности.

 

1.3.4. Организация бухгалтерского учета на предприятиях

Вся работа по ведению учета и его организации осуществляется бухгалтерским аппаратом, который, как правило, является само­стоятельным структурным подразделением и не должен входить в состав какой-либо другой части (службы) предприятия. На не­го возлагается ведение всего бухгалтерского учета, составление отчетности и контроль за соблюдением финансовой и сметной дисциплины.

Структура бухгалтерского аппарата на предприятиях различ­ных отраслей (промышленности, торговли и т.д.) меняется в зави­симости от содержания учетной работы. На крупных предприяти­ях главная бухгалтерия, как самостоятельный отдел, подразделя­ется на ряд подотделов или групп.

Возможно несколько вариантов организации бухгалтерской службы на предприятии: предметный, функциональный, линейный и комбинированный.

Предметный вариант предусматривает организацию бухгалтер­ской службы в соответствии с названием отделов: расчетный (оп­латы труда); материальный, производственный финансовый, рас­четов и сбыта; общий.

Такая структура бухгалтерского аппарата характерна для сред­них и крупных предприятий (компаний), где каждый отдел ве­дет текущий учет от момента получения документа, его обработ­ки, занесения в соответствующие учетные регистры (книги, ве­домости и пр.) до составления отчетности по группе закрепле­ния счетов, исходя из экономической однородности. Качество подготовки информации при подобном варианте достаточ­но высокое, так как бухгалтер приближен к конкретному объ­екту учета.

Функциональный вариант предусматривает определенную спе­циализацию выполнения работником или группой однородных учетных операций, соответствующих стадиям технологического процесса формирования учетной информации. Подобный вари­ант наиболее полно отвечает современным требованиям органи­зации бухгалтерской службы, где каждое рабочее место оснаще­но персональным компьютером. Сокращается время, затрачивае­мое на межпроизводственные операции при переходе от выполне­ния одних работ к другим.

Линейный вариант разделения труда наиболее типичен для структурных подразделений предприятия (участков, цехов, про­изводств). Здесь учетный процесс от начала наблюдения, сбора, обработки и обобщения учетной информации возложен на так на­зываемые учетные группы.

Применяется также комбинированное разделение учетного про­цесса, предусматривающее различное сочетание перечисленных выше вариантов. При любом из них организация бухгалтерии рассматривается как централизованная или децентрализованная. В первом случае весь учетный процесс, включая составление соот­ветствующих форм отчетности, осуществляется в единой бухгалте­рии предприятия. Во втором в структурных подразделениях под­готавливается учетная информация различной степени детализа­ции и обобщения, а составление баланса и других отчетных форм в централизованной бухгалтерии.

Независимо от принятого варианта организации учетного процесса на предприятии, формирование для аппарата управ­ления полной и своевременной информации во многом опре­деляется персональной ответственностью каждого бухгалтера, границы которой должны быть определены его должностной инструкцией.

Наряду с этим в целях обеспечения сохранности отдельных ви­дов имущества, законности и экономической целесообразности проведения отдельных хозяйственных операций в организации создается система внутрипроизводственного контроля. Она явля­ется составной частью учетной политики предприятия и форми­рует в законном виде ее организационный аспект.

Главная задача бухгалтерии — способствовать достижению по­ложительных результатов хозяйственной деятельности.

 

1.3.5. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера

Главный бухгалтер (бухгалтер) организации, централизованной бух­галтерии назначается или освобождается от должности руководи­телем и подчиняется непосредственно руководителю организации (если иное не предусмотрено законодательством РФ).

Главный бухгалтер организации руководствуется законодатель­ством, Положением о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативными актами, утверждаемыми в установленном порядке, и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требо­ваний и правил ведения бухгалтерского учета. Должностной оклад главного бухгалтера устанавливается, - как правило, на уровне долж­ностного оклада заместителя руководителя организации.

При освобождении главного бухгалтера от работы производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутст­вии последнего — работнику, назначенному приказом руководителя организации), в процессе которой проверяется состояние бухгалтер­ского учета и достоверность отчетных данных с составлением соот­ветствующего акта, утверждаемого руководителем организации.

Главный бухгалтер организации обязан обеспечить:

·                    ведение бухгалтерского учета в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативными до­кументами, утвержденными в установленном порядке;

·                    контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех хо­зяйственных операций;

·                    составление отчетности и предоставление оперативной информации о хозяйственной деятельности организации и его струк­турных подразделений;

·                    осуществление (совместно с другими подразделениями и служ­бами) анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов;

·                    оценку фактического использования выявленных резервов.

            Главному бухгалтеру предоставляется право подписи (совместно с руководителем организации) документов, служащих основа­нием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главных бухгалтеров считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

            Право подписи может быть предоставлено письменным распоря­жением руководителя организации уполномоченным лицам.

С главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначе­ние, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

В организациях с небольшой численностью сотрудников и не имеющих в штате кассира, обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоря­жению руководителя организации.

Главному бухгалтеру организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, кото­рые противоречат законодательству и нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгал­тер письменно сообщает руководителю организации и при по­лучении от него письменного распоряжения о принятии указан­ных документов к учету исполняет его. Всю полноту ответствен­ности за незаконность совершенных операций несет руководи­тель организации.

За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обя­занностей главный (старший) бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Контрольные вопросы:

1.                 Что понимается под учетной политикой?

2.                 Кем формируется учетная политика?

3.                 Какие существуют аспекты учетной политики?

4.                 Что такое цикл ведения бухгалтерского учета? Назовите основные стадии ведения учета.

5.                 Что понимается под структурой бухгалтерского аппарата?

6.                 Назовите права и обязанности главного бухгалтера.