2.16. Отчетность предприятия
Назначение бухгалтерской отчетности
По своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальные изменения в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить ее текущую (операционную), инвестиционную и финансовую деятельность в отчетном периоде.
Тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины недостатков в работе, наметить пути совершенствования деятельности организации.
Внешние пользователи бухгалтерской информации получают возможность по данным отчетности:
принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;
· избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам;
· оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации;
· правильно построить отношения с заказчиками;
· оценить финансовое положение потенциальных партнеров;
· учесть возможные риски при осуществлении инвестиций и т. д.
Внутренние пользователи используют данные бухгалтерской отчетности для принятия управленческих решений.
Бухгалтерская отчетность служит также инструментом планирования для достижения экономических целей предпринимательства — получения прибыли, сохранения и приумножения капитала. Поэтому на законодательном уровне практически во всех странах мира действует норма обязанности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей нужной им информацией о том или ином субъекте рынка.
Кроме того, нормативно регулируемая бухгалтерская отчетность выполняет и другую важную экономико-правовую функцию в государстве — через нее обеспечивается единство толкования правовых норм различными субъектами рынка и соблюдение ими общепринятых принципов и правил составления и представления отчетности в установленные сроки и адреса.
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности
Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России.
Это связано с тем, что бухгалтерская отчетность, как свидетельствует мировая практика, является одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивая каждого субъекта (пользователя) рынка необходимой ему финансовой информацией.
Состав и содержание бухгалтерской отчетности в России регулируются нормативно-правовыми актами четырех уровней.
Первый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности выполняет Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики составления и содержания бухгалтерской отчетности: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересован ными пользователями отчетной информации по всем организациям независимо от формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности.
К нормативным документам первого уровня относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О рынке ценных бумаг", указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерской отчетности.
Ко второму уровню относится прежде всего Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций.
Третий уровень включает документы, устанавливающие порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности: методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России.
В условиях рыночной экономики Минфин России отказался от централизованного утверждения типовых форм бухгалтерской отчетности и перешел к рекомендуемым формам. Эти условия предоставляют организациям возможность самостоятельно формировать отчетные показатели для внешних пользователей при соблюдении общих требований к бухгалтерской отчетности с учетом их специфики, отраслевой принадлежности, а также иных факторов, влияющих на итоговую информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности.
Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления отчетности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.
Состав бухгалтерской отчетности
Организация должна составлять промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточной является месячная и квартальная бухгалтерская отчетность, составляемая нарастающим итогом с начала отчетного года. По действующим нормативным документам годовая бухгалтерская отчетность установлена в следующем составе:
1. бухгалтерский баланс (форма № 1);
2. отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, куда входят:
3. отчет об изменениях капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
4. пояснительная записка — текстовая часть бухгалтерского отчета;
5. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с требованиями законодательства подлежит обязательному аудиту, а также в том случае, когда организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности.
В составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации, исходя из запросов пользователей, кроме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках могут быть представлены иные отчетные показатели (отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительная записка.
Все составляющие бухгалтерской отчетности находятся во взаимной связи и образуют единое целое, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений предпринимательской деятельности организации. Например, информацию, представленную в балансе, дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, и наоборот.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах. Они имеют также право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе не представлять в составе отчетности отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии в них соответствующих данных. Такое же право имеют и некоммерческие организации. Последним рекомендовано включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств.
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
К основным требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, относятся: достоверность и полнота; нейтральность; целостность; последовательность; сопоставимость и др.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, чтобы исключить одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей в ущерб другим, т. е. она должна быть объективной по отношению к различным группам пользователей.
Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Требование последовательности закрепляет постоянство содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по каждому конкретному показателю как минимум за два года — за предыдущий и отчетный.
Адреса и сроки представления
Все организации, за исключением бюджетных, представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам государственной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчетным годом для всех российских организаций является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданной либо реорганизованной организации отчетным считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Поскольку годовая отчетность представляется пользователям только по окончании финансового года, она не позволяет оперативно реагировать на изменения в финансовом положении и результатах деятельности организации. Этот недостаток призвана восполнить промежуточная отчетность, обеспечивающая пользователей информацией о событиях, операциях и условиях деятельности организаций, позволяющая выявить наиболее важные изменения в течение отчетного года. Особое значение это имеет для организаций (АО и др.), ценные бумаги которых свободно обращаются на фондовом рынке.
Законодательство устанавливает сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной — в течение 30 дней по окончании квартала, годовой — в течение 90 дней по окончании года. В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по назначению. Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода: 31 декабря для годового бухгалтерского отчета; последние дни месяцев для промежуточной бухгалтерской отчетности.
Определение понятия "отчетная дата" очень важно для составления бухгалтерской отчетности, поскольку от этого зависит, например, величина курсовой разницы по активам и обязательствам, стоимость которых выражена в иностранной валюте, расходов, принимаемых для исчисления финансового результата, и т. д.
Публичность бухгалтерской информации
Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с ней в органах государственной статистики по месту регистрации организации. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Минфином России утвержден Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, в соответствии с которым публикацией бухгалтерской отчетности признается ее объявление в средствах массовой информации для всеобщего сведения. Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом издании, которое может быть определено уставом общества или решением его общего собрания. При этом допускается, что публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Публикация баланса может производиться и по сокращенной форме при соблюдении соответствующих требований Порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности. Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться и информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой). К опубликованию отчетности согласно законодательству приравнивается ее передача территориальным органам статистики, которые призваны предоставлять ее заинтересованным пользователям.
Бухгалтерский баланс (форма № 1)
Под бухгалтерским балансом понимают способ экономической группировки состава и размещения средств хозяйствующих субъектов, а также источников
их формирования в виде заемного и собственного капитала на отчетную дату. Одним из признаков юридического лица согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации является наличие у него самостоятельного бухгалтерского баланса, свидетельствующего об имущественной обособленности хозяйствующего субъекта. По бухгалтерскому балансу определяют финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, на основе которого судят о способности организации сохранять и приумножать материальные и денежные ресурсы.
При этом в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль отчетного периода (непогашенный убыток), т. е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся к уплате за счет прибыли установленных законодательством Российской Федерации налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. Таким образом, в бухгалтерском балансе показывается не бухгалтерская прибыль, определяемая как разница между доходами и расходами, а оставшаяся нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), получившая название экономической прибыли.
Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляют имущество, права и обязательства (долги). При этом в практике бухгалтерского учета имущество и дебиторскую задолженность стали называть активом, а кредиторскую задолженность — обязательством.
Структура (строение) бухгалтерского баланса
По строению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых постоянно равны между собой. Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных видов имущества (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении организации) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Бухгалтерский баланс отражает финансовое состояние организации в денежной оценке в валюте Российской Федерации. В силу этого правильная оценка балансовых статей имеет исключительное значение для оценки предпринимательской деятельности организации. Правильно построить бухгалтерский баланс значит: 1) полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии; 2) дать надлежащую группировку хозяйственных явлений; 3) изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только предпринимательскую деятельность, но и движение средств организации.
Построение баланса начинается с создания его остова (балансовой таблицы), с определения главнейших его черт. Структура (строение) баланса состоит из Актива баланса и Пассива баланса. Актив представляет собой совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В настоящее время активы трактуются более широко — ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых организация ожидает экономические выгоды в будущем. Таким образом, заключенная в активе экономическая выгода представляет собой потенциал, который войдет, прямо или косвенно, в поток денежных средств или денежных эквивалентов организации.
Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в актив является их способность: приносить экономическую выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем; находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который мог бы их беспрепятственно задействовать по собственному усмотрению или продать; являться результатом ранее осуществленных организацией сделок, т. е. быть пригодными к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора.
В состав актива включают имущество и права. К имуществу относят различные предметы, имеющие хозяйственную ценность (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование). Права делятся на овеществленные и неовеществленные. Овеществленные права связаны с владением какой-либо ценной бумагой, дающей право на получение каких-либо ценностей (векселя, чеки, облигации, акции и т. п.). К неовеществленным правам относятся долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности и др., исключительные права, например право на патент, лицензия, право на фирменный знак и пр. Составные части актива, количественно измеренные и оцененные, отражаются в соответствующих статьях бухгалтерского баланса. Таких статей должно быть столько, чтобы возможно было судить, с одной стороны, о характере разнообразных средств организации, ее хозяйственных операциях и о характере ее юридических отношений к ряду контрагентов, а с другой — об их относительном участии в общем обороте средств.
В актив бухгалтерского баланса включают статьи, в которых показывают определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств.
Так, в разделе I "Внеоборотные активы" отражают: нематериальные активы; основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, находящиеся в собственности организации, земельные участки, объекты природопользования и т. д.); незавершенное строительство; доходные вложения в материальные ценности; долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние и зависимые общества, другие организации) и др., а также отложенные налоговые активы.
Раздел II "Оборотные активы" объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы).
Актив строится в порядке возрастающей ликвидности: сначала показывают недвижимое имущество, практически до конца существования сохраняющее свою первоначальную форму. При построении актива в порядке убывающей ликвидности на первом месте стоят статьи денежных средств, товаров, запасов, незавершенного производства, дебиторов и др.
Пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в предпринимательскую деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы. Под пассивом понимают:
1) в узком смысле совокупность денежных обязательств, одни из которых связаны с различными ценными бумагами, выданными организацией (эти обязательства погашаются при предъявлении ценной бумаги — выданные векселя, акцептованные чеки, выпущенные облигации и т. д.), а другие возникают в силу кредиторской задолженности поставщикам за полученные товары и услуги, задолженности перед работниками, бюджетом и т. п.;
2) в широком смысле всю совокупность юридических отношений, лежащих в основе финансирования организации.
Таким образом, в пассиве баланса отражаются разнообразные источники средств организации, включая собственный и заемный капитал, а также обязательства перед кредиторами и другими лицами. Пассив баланса состоит из разделов: Капитал и резервы, Долгосрочные обязательства, Краткосрочные обязательства
Обязательства в учете могут быть дифференцированы: по срокам погашения, виду обеспечения, группе получателей (поставщики, кредитные учреждения и т. д.).
Внешние обязательства могут быть также подразделены на: займы (краткосрочные и долгосрочные); обязательства по отношению к различным кредитным учреждениям; авансы полученные; обязательства за поставленную продукцию и оказанные услуги; вексельные обязательства; обязательства перед дочерними обществами; обязательства перед зависимыми обществами; обязательства по налогам, в том числе отложенные налоговые обязательства; прочие.
Важным моментом при этом является группировка обязательств по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками организации, другие — перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Такое деление обязательств в балансе имеет важное значение при определении срочности их погашения.
Обязательства перед собственниками составляют практически постоянную часть баланса, например уставный капитал, который не подлежит погашению за время деятельности организации. Обязательства же второго вида (заемные средства) имеют ту или иную срочность погашения, и, таким образом, периодически известна часть средств, имеющих своим источником эти обязательства.
Обязательства перед собственниками в свою очередь подразделяют на два вида: одни возникают в силу первоначальных взносов собственников при образовании организации и в силу последующих дополнительных взносов, но взносов извне, ни в какой мере не связанных с внутренними процессами деятельности организации (такие источники называют уставным капиталом); другие превышают взносы над уставным капиталом и являются накоплением средств по причине оставления в организации части полученной прибыли.
Эта часть обязательств находит отражение в таких статьях пассива баланса, как "Резервный капитал", "Добавочный капитал", "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Оба вида обязательств перед собственниками объединяются общим понятием "собственный капитал". Последний, как отмечалось выше, состоит из двух основных частей: капитал, который организация получает от акционеров, пайщиков, и капитал, который она генерирует в процессе своей деятельности. Такая детализация собственного капитала имеет большое практическое значение.
Обязательства перед третьими лицами — внешние обязательства (долги) подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. В практике этот вид обязательств принято называть заемным капиталом. Внешние обязательства представляют собой юридические права третьих лиц (инвесторов, кредиторов и др.) на имущество организации, причем в таком денежном размере, на который уменьшилось собственное имущество третьих лиц и соответственно увеличилось имущество организации. С экономической точки зрения внешние обязательства — это источник имущества (актива); с юридической - долг организации. Поэтому понятия "заемные средства (капитал)" и "внешние обязательства" тождественны.
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
Второй важнейшей составляющей бухгалтерской отчетности является отчет о прибылях и убытках, который в соответствии с основной задачей бухгалтерского учета должен дать "полную и достоверную информацию о деятельности организации". Финансовый результат в отчете о прибылях и убытках определяется как разница между доходами и расходами отчетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, для чего используется счет Прибылей и убытков. Следовательно, отчет о прибылях и убытках является, по существу, отчетом о финансовых результатах за определенный период (квартал, первое полугодие, три квартала, год).
Таким образом, бухгалтерская прибыль есть разница между доходами и расходами за отчетный период. Финансовый результат, исчисленный по данным баланса (экономическая прибыль), по сути, должен совпасть с итогом отчета о прибылях и убытках (бухгалтерской прибылью), поскольку доходы и расходы являются относящимися к отчетному периоду выплатами и поступившими платежами, с которыми связано изменение соответствующих активов или пассивов.
Отчет о прибылях и убытках не только отражает прибыль или убыток как абсолютные величины, но и содержит информацию о доходности, которая позволяет анализировать составляющие финансового результата.
В отчете о прибылях и убытках требуется раскрывать информацию о выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг; об их себестоимости; о процентах к получению; о доходах от участия в других организациях, прочих доходах и расходах.
Можно выделить пять экономических принципов составления отчета о прибылях и убытках:
недопущение взаимозачета статей доходов и расходов (принцип расчета финансового результата методом брутто);
детализация доходов и расходов по видам (принцип детализации доходов и расходов);
детализация затрат по функциям управления — производство, управление и сбыт (принцип построения отчета о прибылях и убытках по функциям управления);
отражение возникших в отчетном периоде доходов и расходов в зависимости от отношения к отчетному периоду их причин (принцип периодизации);
разделение финансового результата на результат от основной и прочей деятельности (принцип разделения результатов).
Принцип расчета финансового результата по методу брутто предусматривает отражение всех доходов и расходов в полном размере без взаимозачетов. Метод нетто, напротив, допускает суммирование (сверстку) однородных доходов и расходов, при этом отражается только результат сложения.
Только расчет финансового результата по методу брутто в состоянии обеспечить требуемую норму, запрещающую взаимозачет между статьями активов и пассивов баланса, статьями прибылей и убытков. Указанная правовая норма должна применяться всеми организациями. Исключения допускаются только на основе отдельных правовых положений, например для субъектов малого предпринимательства, в которых допускается упрощенная система бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налогообложения.
Принцип детализации доходов и расходов по видам связан с их характером. Это прежде всего означает, что все доходы и расходы отчетного периода должны быть структурированы определенным образом.
Принцип построения отчета о прибылях и убытках по функциям управления предполагает отнесение доходов и расходов к определенным областям деятельности организации.
Принцип периодизации состоит в том, что в отчете о прибылях и убытках отражаются издержки и поступления, относящиеся к тому отчетному периоду, в котором была произведена продукция (выполнены работы или оказаны услуги). Такая периодизация поступлений является основой для периодизации расходов. Расходы относятся к тому периоду, в котором согласно принципу начисления (временной определенности фактов хозяйственной деятельности) они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Принцип разделения результата исходит из того, что в отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны быть разделены таким образом, чтобы основные и прочие составляющие финансового результата были прозрачными (т. е. распознаваемыми). Такое разделение финансового результата позволяет внешним пользователям бухгалтерской отчетности очистить полученный финансовый результат от случайных факторов, а внутренним пользователям принимать соответствующие управленческие решения по максимизации прибыли и уменьшению убытков (потерь).
В отчете о прибылях и убытках в разделе "Доходы и расходы по обычным видам деятельности" сгруппированы статьи: "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)"; "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг"; "Валовая прибыль" (как разница между суммами этих статей); "Коммерческие расходы"; "Управленческие расходы"; "Прибыль (убыток) от продаж", а также "Прочие доходы и расходы". В отчете о прибылях и убытках раскрываются суммы постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств и текущего налога на прибыль. В общей сумме эти показатели (с учетом знаков "плюс" и "минус") дают общую величину условного расхода прибыли на уплату налога на прибыль.
Чистую прибыль или убыток организации за отчетный период формируют исходя из прибыли или убытка от обычной деятельности с учетом влияния на результат прочих доходов и расходов и расхода прибыли на уплату налога. Таким образом, в отчете приводят два показателя, характеризующих финансовые результаты деятельности организации: прибыль (убыток) до налогообложения и чистую прибыль (убыток) отчетного периода.
Первый показатель является результатом сложения доходов от обычных видов деятельности, прочих доходов за вычетом соответствующих расходов (расходов по обычным видам деятельности, прочих расходов).
Второй показатель является продолжением первого, так как прибыль (убыток) до налогообложения корректируется на сумму расхода прибыли по уплате текущего налога на прибыль.
Чистая прибыль организации в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" формируется в бухгалтерском учете и отчетности по сумме налога на прибыль, рассчитанной на фактическую бухгалтерскую прибыль, т. е. не по фактическому расходу, начисленному для уплаты налога на прибыль в бюджет, как было ранее, а с учетом сумм, способных оказать влияние на расходы по налогу на прибыль в следующих отчетных периодах.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
Третьей составляющей годовой бухгалтерской отчетности является блок форм, в которых раскрываются и поясняются показатели, приведенные в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. К этому блоку относят: отчет об изменениях капитала — форма № 3; отчет о движении денежных средств — форма № 4; приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5. Указанные формы бухгалтерской отчетности выполняют строго целевые функции: раскрытия, пояснения, дополнения, корректировки (при необходимости) содержащейся в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках информации.
Отчет об изменениях капитала (форма № 3) имеет целью представление информации об источниках формирования собственного капитала организации за отчетный период и причинах его изменения. Постатейный анализ формы № 3 позволяет охарактеризовать способность организации к самофинансированию и наращению капитала. В зависимости от причин изменения размера капитала по статьям отчета может быть оценен вклад собственного капитала в формирование активов.
Отчет состоит из двух разделов (раздел I "Изменения капитала"; раздел II "Резервы"), каждый из которых предполагает детализацию исходя из учредительных документов и установленной учетной политики. Кроме того, предусмотрена справочная информация, в которой раскрываются факторы, повлиявшие на увеличение или уменьшение капитала за отчетный и предыдущий годы. Так, хозяйственные товарищества и общества должны как минимум отразить данные о:
1. величине капитала по его видам на начало отчетного периода;
2. увеличении капитала — раздельно за счет дополнительного выпуска акций, переоценки имущества, прироста имущества, реорганизации юридического лица (слияние, присоединение), а также за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относят непосредственно на увеличение капитала;
3. сокращении капитала — раздельно за счет уменьшения номинальной стоимости акций, уменьшения количества акций, реорганизации юридического лица (разделение, выделение), а также за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала;
4. величине капитала на конец отчетного периода.
В разделе I "Изменения капитала" приводятся данные о движении всех его составляющих (уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала и др.) в такой последовательности: остатки на начало отчетного года, поступление (уменьшение) за отчетный период, остатки на конец отчетного года.
В разделе II "Резервы" отражаются наличие и движение резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.
Если учетной политикой предусмотрено образование разных фондов накопления и потребления, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, то их наличие и движение отражаются отдельно по каждому их виду.
В подразделе "Справки" отчета об изменениях капитала приводятся стоимость чистых активов организации, а также сумма полученных средств на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских и отчетно-конструкторских работ, на возмещение убытков и др.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) должен раскрывать информацию о денежных потоках организации, характеризующую источники поступления денежных средств и направления их расходования.
В последние годы данная форма отчета становится приоритетной благодаря информации, в которой заинтересованы как собственники, так и кредиторы. Собственники, располагая информацией о денежных потоках, имеют возможность более обоснованно подойти к разработке политики распределения и использования прибыли. Кредиторы могут составить заключение о достаточности средств у потенциального заемщика и его способности генерировать денежные средства, необходимые для погашения обязательств.
Главная цель такого отчета — дать представление о способности организации создавать денежные потоки в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов.
Отчет о движении денежных средств должен раскрывать информацию о потоках денежных средств и их эквивалентов за период в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Текущая деятельность — основная, направленная на извлечение прибыли, а также иная деятельность организации, которая не относится к инвестиционной и финансовой деятельности.
Значение раздела отчета, в котором отражаются денежные потоки от текущей деятельности, определяется тем, что в нем раскрывается информация об основных поступлениях и платежах организации. Поэтому при использовании информации отчета о движении денежных средств ключевым показателем является чистый денежный поток (нетто-результат поступлений и платежей) от текущей деятельности. На основании данных о величине и динамике данного показателя в их сочетании с другой информацией могут быть сделаны выводы относительно способности организации создавать денежные средства в результате своей основной деятельности в размере и в сроки, необходимые для расчета по обязательствам и осуществления инвестиционной деятельности.
Именно поэтому в отчете важно отделить денежные потоки, создаваемые в результате текущей деятельности, от денежных потоков, привлекаемых со стороны в виде кредитов, дополнительных вкладов собственников и т. п.
Потоки денежных средств от текущей деятельности являются, как правило, результатом хозяйственных операций, влияющих на определение чистой прибыли (убытка) организации. К ним, в частности, относятся:
денежные поступления от продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также в виде авансов от покупателей и заказчиков;
поступления от аренды;
денежные платежи поставщикам и прочим контрагентам;
оплата труда и иные выплаты работникам в денежной форме;
расчеты с бюджетом по причитающимся к уплате налогам, отчисления в государственные внебюджетные фонды, если они не могут быть отнесены к конкретным операциям инвестиционной или финансовой деятельности;
краткосрочные финансовые вложения;
выплата процентов по кредитам;
выплаченные дивиденды.
Важно отметить, что одним из условий, позволяющих отнести те или иные операции движения денежных средств к текущей деятельности, является невозможность их включения в инвестиционную или финансовую деятельность.
Движение денежных средств в разрезе инвестиционной деятельности связано с приобретением (созданием) основных средств и нематериальных активов, осуществлением долгосрочных финансовых вложений, а также продажей долгосрочных (внеоборотных) активов. Осуществление инвестиционной деятельности характеризуется увеличением активов, которые, как ожидается, будут приносить доход длительное время.
Финансовая деятельность — деятельность, приводящая к изменениям в собственном и заемном капитале организации в результате привлечения средств, за исключением кредиторской задолженности.
В разделе отчета, характеризующем денежные потоки от финансовой деятельности, отражаются притоки и оттоки денежных средств, связанные с использованием внешнего финансирования (собственного и заемного).
Информация о потоках денежных средств от текущей деятельности. Организация может представлять информацию о потоках денежных средств от текущей деятельности, используя прямой и косвенный методы.
Прямой метод расчета учитывает для контроля, а также анализа категории денежных поступлений и выплат от основной деятельности и, по сути, представляет собой отчет, составленный на основе кассового метода. Используя прямой метод расчета, можно определить суммы денежных средств по разным категориям путем либо анализа и классификации денежных операций организации, либо пересчета доходов и расходов, рассчитанных по методу начисления, в соответствующие суммы, полученные на основе кассового метода.
При прямом методе расчета показателей отчета о движении денежных средств предполагается наличие следующих условий: отсутствие взаимозачетов, прямого обмена продукции, оплаты векселями и т. п.; отсутствие хищений, порчи товарно-материальных ценностей; отсутствие списания кредиторской и дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности.
Косвенный метод расчета показателей отчета о движении денежных средств заключается в том, что за основу принимается чистая прибыль, рассчитанная по методу начисления, и затем выполняется ряд ее корректировок в чистую прибыль, полученную по кассовому методу.
Согласно косвенному методу неденежные расходы, такие, как амортизация, прибавляют к чистой прибыли, с тем чтобы устранить их влияние на чистую прибыль. Устраняется и влияние на нее прибылей и убытков от инвестиционной и финансовой деятельности. Изменения дебиторской задолженности, остатков товарно-материальных ценностей, расходов будущих периодов, кредиторской задолженности, задолженности по уплате процентов и налога на прибыль, происходящие в течение года, должны либо прибавляться к чистой прибыли, либо вычитаться из нее в зависимости от того, какой счет анализируется, и от того, происходило соответствующее изменение в сторону повышения или понижения. Если имеется чистый убыток по результатам отчетного периода, косвенный метод основывается на чистом убытке. Последующие корректировки могут превысить убыток, и чистый результат движения денежных средств от основной деятельности окажется положительным, несмотря на чистый убыток, рассчитанный по методу начисления. Использование данного метода целесообразно при незначительной доле неденежных форм расчетов в их общем объеме.
При составлении отчета о движении денежных средств используется информация о денежных средствах на счетах Кассы; Расчетных счетов; Валютных счетов; Специальных счетов в банках.
В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) в первых трех разделах приводится расшифровка состава нематериальных активов, основных средств и доходных вложений в материальные ценности, принадлежащих организации. В этих разделах отдельно отражаются данные о начисленной сумме амортизации по нематериальным активам, основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности. Таким образом, в расшифровках развернуто показываются по амортизируемому имуществу первоначальная стоимость и начисленные суммы амортизации.
В разделе "Дебиторская и кредиторская задолженность" отражают данные о дебиторской и кредиторской задолженности организации, учитываемой на счетах учета расчетов.
Данные о дебиторской и кредиторской задолженности приводят с подразделением на краткосрочную и долгосрочную. Из данных о долгосрочной задолженности выделяют данные о задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
По строкам, характеризующим данные о просроченной задолженности организации, отражают показатели о задолженности, по которой истекли предусмотренные в договорах сроки погашения, причем обособленно о задолженности, числящейся в бухгалтерском учете как просроченная свыше 3 месяцев до отчетной даты.
В разделе "Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат" приводят расходы организации, сгруппированные по экономическим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты1.
Данные приводят в целом по организации (по всем обычным видам деятельности) без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относят расходы, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др. Приравниваются к данному обороту расходы по браку, расходы при простоях по внешним причинам, расходы, возмещаемые виновными лицами (юридическими и физическими), расходы, связанные со списанием активов, и иные расходы, списываемые в установленном порядке на счета учета финансовых результатов и капитала.
Пояснительная записка
В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" впервые в России на законодательном уровне установлены основные требования к составлению пояснительной записки, которая является составной частью бухгалтерской отчетности организации. В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности, т. е. существенную информацию, полезную для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации. Кроме того, необходимо привести данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления годовой бухгалтерской отчетности до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации, включая принятые решения о распределении прибыли.
В пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрываться следующие дополнительные данные:
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;
- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;
- об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;
- о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных, количестве акций, выпущенных, но неоплаченных или оплаченных частично, номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, его дочерних и зависимых обществ;
- о составе резервов предстоящих расходов, оценочных резервов, о наличии на начало и конец отчетного периода и движении денежных средств в течение отчетного периода;
- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
- об объемах продаж продукции, товаров, работ и услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта;
- о составе затрат на производство (издержках обращения);
- о составе прочих доходов и расходов;
- о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
- о прекращенных операциях;
- о связанных сторонах;
- о государственной помощи;
- о прибыли, приходящейся на одну акцию.
В пояснениях к бухгалтерскому отчету и отчету о прибылях и убытках необходимо отдельно раскрывать:
- сумму условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль;
- суммы постоянных и временных налоговых разниц, возникающие в отчетном периоде и имевшие место в прошлых налоговых периодах;
- суммы постоянного налогового обязательства, отложенного налогового обязательства и отложенного налогового актива;
- суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства, списанные на счет учета прибылей и убытков в связи с выбытием объектов активов и обязательств;
- изменение применяемых налоговых ставок по сравнению с предыдущим отчетным периодом с объяснением причин изменений.
Количественные показатели желательно раскрывать в табличной форме развернуто, в увязке оборотов с остатками на начало и конец отчетного периода.
Контрольные вопросы:
1. Какую роль выполняет бухгалтерская отчетность?
2. Какими нормативными документами регулируется финансовая отчетность?
3. Что входит в состав бухгалтерской отчетности?
4. Назовите требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.
5. Что понимают под Бухгалтерским балансом?
6. Опишите структуру Бухгалтерского баланса.
7. Назовите приложения к Бухгалтерскому балансу.
8. Какая информация излагается в приложениях к Бухгалтерскому балансу?