16. Отчетность предприятия

 

Назначение бухгалтерской     отчетности

По своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых ре­зультатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала ор­ганизации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальные изменения в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возмож­ность оценить ее текущую (операционную), инвестиционную и фи­нансовую деятельность в отчетном периоде.

Тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины недостатков в работе, наметить пути совершен­ствования деятельности организации.

Внешние пользователи бухгалтерской инфор­мации получают возможность по данным отчетности:

принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;

- избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам;

- оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации;

- правильно построить отношения с заказчиками;

- оценить финансовое положение потенциальных партнеров;

- учесть возможные риски при осуществлении инвестиций и т. д.

Внутренние пользователи используют данные бухгалтерской отчетности для принятия управленческих решений.

Бухгалтерская отчетность служит также инструментом планирова­ния для достижения экономических целей предпринимательства — получения прибыли, сохранения и приумножения капитала. Поэтому на законодательном уровне практически во всех странах мира действует норма обязанности составления бухгалтерской отчет­ности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей нужной им информацией о том или ином субъекте рынка.

Кроме того, нормативно регулируемая бухгалтерская отчетность выполняет и другую важную экономико-правовую функцию в госу­дарстве — через нее обеспечивается единство толкования правовых норм различными субъектами рынка и соблюдение ими общеприня­тых принципов и правил составления и представления отчетности в установленные сроки и адреса.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности

Переход на рыночные условия хозяйство­вания предопределил значительные изме­нения в системе нормативного регулирова­ния бухгалтерской отчетности в России.

Это связано с тем, что бухгалтерская отчетность, как свидетельствует ми­ровая практика, является одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивая каждого субъекта (пользователя) рынка необхо­димой ему финансовой информацией.

Состав и содержание бухгалтерской отчетности в России регули­руются нормативно-правовыми актами четырех уровней.

Первый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтер­ской отчетности выполняет Федеральный закон "О бухгалтерском уче­те". Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики составления и содержания бухгалтерской отчетности: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересован ными пользователями отчетной информации по всем организаци­ям независимо от формы собственности, места регистрации и ви­дов осуществляемой деятельности.

К нормативным документам первого уровня относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответ­ственностью", "О рынке ценных бумаг", указы Президента Россий­ской Федерации и постановления Правительства Российской Феде­рации, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерской отчетности.

Ко второму уровню относится прежде всего Положение по бух­галтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", кото­рое устанавливает состав, содержание и методические основы фор­мирования бухгалтерской отчетности организаций.

Третий уровень включает документы, устанавливающие порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности: методиче­ские рекомендации, инструкции, приказы Минфина России.

В условиях рыночной экономики Минфин России отказался от централизованного утверждения типовых форм бухгалтерской отчет­ности и перешел к рекомендуемым формам. Эти условия предостав­ляют организациям возможность самостоятельно формировать отчет­ные показатели для внешних пользователей при соблюдении общих требований к бухгалтерской отчетности с учетом их специфики, от­раслевой принадлежности, а также иных факторов, влияющих на итоговую информацию о финансовом положении и финансовых ре­зультатах деятельности.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по со­ставу, формам, адресам и срокам представления отчетности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.

 

Состав бухгалтерской отчетности

Организация должна составлять годовую бухгалтерскую от­четность. По действующим нормативным документам годовая бухгалтерская отчетность установлена в следующем составе:

1.        бухгалтерский баланс (форма №  1);

2.        отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, куда входят:

3.        отчет об изменениях капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

Все составляющие бухгалтерской отчетности находятся во вза­имной связи и образуют единое целое, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений пред­принимательской деятельности организации. Например, информа­цию, представленную в балансе, дополняют сведения, содержащи­еся в отчете о прибылях и убытках, и наоборот.

Субъекты малого предпринимательства могут принять решение о представлении бухгалтерской отчет­ности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского ба­ланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах. Они имеют также право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчеты об измене­ниях капитала, о движении денежных средств, приложение к бух­галтерскому балансу и пояснительную записку.

 

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

 

К основным требованиям, предъявля­емым к бухгалтерской отчетности, от­носятся: достоверность и полнота; нейтральность; целостность; последо­вательность; сопоставимость и др.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансо­вых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчет­ность, сформированная исходя из правил, установленных норма­тивными актами по бухгалтерскому учету.

Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, чтобы исключить односторон­нее удовлетворение интересов одних групп пользователей в ущерб другим, т. е. она должна быть объективной по отношению к раз­личным группам пользователей.

Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операци­ях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиала­ми, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности закрепляет постоянство содер­жания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убыт­ках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по каждому конкретному показателю как минимум за два года — за предыдущий и отчетный.

 

Адреса и сроки представления

 

Все организации, за исключением бюд­жетных, представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредитель­ными документами учредителям, участ­никам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной ста­тистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчет­ность органам, уполномоченным управлять государственным иму­ществом. Другим органам государственной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Отчетным годом для всех российских организаций является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданной либо реорганизованной организации отчетным считается период со дня ее государственной регистрации по 31 де­кабря следующего года включительно.

Поскольку годовая отчетность представляется пользователям то­лько по окончании финансового года, она не позволяет оперативно реагировать на изменения в финансовом положении и результатах деятельности организации. Этот недостаток призвана восполнить промежуточная отчетность, обеспечивающая пользователей инфор­мацией о событиях, операциях и условиях деятельности организаций, позволяющая выявить наиболее важные изменения в течение отчет­ного года. Особое значение это имеет для организаций (АО и др.), ценные бумаги которых свободно обращаются на фондовом рынке.

Законодательство устанавливает сроки представления бухгал­терской отчетности: годовой — 31 марта следующего года. В пределах указанных сроков конкретная дата представления бух­галтерской отчетности устанавливается учредителями (участника­ми) организации или общим собранием. День представления организацией бух­галтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправ­ления или дате фактической передачи по назначению. Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода: 31 декабря для годового бухгалтерского отчета; последние дни ме­сяцев для промежуточной бухгалтерской отчетности.

Определение понятия "отчетная дата" очень важно для составле­ния бухгалтерской отчетности, поскольку от этого зависит, напри­мер, величина курсовой разницы по активам и обязательствам, сто­имость которых выражена в иностранной валюте, расходов, прини­маемых для исчисления финансового результата, и т. д.

 

Публичность бухгалтерской информации

 

Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с ней в органах государствен­ной статистики по месту регистрации организации. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользовате­лей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Минфином России утвержден Порядок публикации годовой бух­галтерской отчетности открытыми акционерными обществами, в со­ответствии с которым публикацией бухгалтерской отчетности при­знается ее объявление в средствах массовой информации для всеоб­щего сведения. Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически со­стоялась хотя бы в одном периодическом издании, которое может быть определено уставом общества или решением его общего собра­ния. При этом допускается, что публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Пуб­ликация баланса может производиться и по сокращенной форме при соблюдении соответствующих требований Порядка публикации годо­вой бухгалтерской отчетности. Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться и информация о результатах аудита, проведен­ного независимым аудитором (аудиторской фирмой). К опубликова­нию отчетности согласно законодательству приравнивается ее пере­дача территориальным органам статистики, которые призваны пре­доставлять ее заинтересованным пользователям.

 

Вернуться на главную