16. Отчетность предприятия |
Назначение бухгалтерской отчетности По своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменении в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется находящимися в ее распоряжении активами, структурой обязательств и капитала организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах позволяет оценить потенциальные изменения в ресурсах. Данные об изменениях в финансовом положении организации дают возможность оценить ее текущую (операционную), инвестиционную и финансовую деятельность в отчетном периоде. Тщательное изучение бухгалтерской отчетности позволяет вскрыть причины недостатков в работе, наметить пути совершенствования деятельности организации. Внешние пользователи бухгалтерской информации получают возможность по данным отчетности: принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером; - избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам; - оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации; - правильно построить отношения с заказчиками; - оценить финансовое положение потенциальных партнеров; - учесть возможные риски при осуществлении инвестиций и т. д. Внутренние пользователи используют данные бухгалтерской отчетности для принятия управленческих решений. Бухгалтерская отчетность служит также инструментом планирования для достижения экономических целей предпринимательства — получения прибыли, сохранения и приумножения капитала. Поэтому на законодательном уровне практически во всех странах мира действует норма обязанности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей нужной им информацией о том или ином субъекте рынка. Кроме того, нормативно регулируемая бухгалтерская отчетность выполняет и другую важную экономико-правовую функцию в государстве — через нее обеспечивается единство толкования правовых норм различными субъектами рынка и соблюдение ими общепринятых принципов и правил составления и представления отчетности в установленные сроки и адреса. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России. Это связано с тем, что бухгалтерская отчетность, как свидетельствует мировая практика, является одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивая каждого субъекта (пользователя) рынка необходимой ему финансовой информацией. Состав и содержание бухгалтерской отчетности в России регулируются нормативно-правовыми актами четырех уровней. Первый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности выполняет Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики составления и содержания бухгалтерской отчетности: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересован ными пользователями отчетной информации по всем организациям независимо от формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности. К нормативным документам первого уровня относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О рынке ценных бумаг", указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерской отчетности. Ко второму уровню относится прежде всего Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций. Третий уровень включает документы, устанавливающие порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности: методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России. В условиях рыночной экономики Минфин России отказался от централизованного утверждения типовых форм бухгалтерской отчетности и перешел к рекомендуемым формам. Эти условия предоставляют организациям возможность самостоятельно формировать отчетные показатели для внешних пользователей при соблюдении общих требований к бухгалтерской отчетности с учетом их специфики, отраслевой принадлежности, а также иных факторов, влияющих на итоговую информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления отчетности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.
Состав бухгалтерской отчетности Организация должна составлять годовую бухгалтерскую отчетность. По действующим нормативным документам годовая бухгалтерская отчетность установлена в следующем составе: 1. бухгалтерский баланс (форма № 1); 2. отчет о прибылях и убытках (форма № 2); пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, куда входят: 3. отчет об изменениях капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); Все составляющие бухгалтерской отчетности находятся во взаимной связи и образуют единое целое, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений предпринимательской деятельности организации. Например, информацию, представленную в балансе, дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, и наоборот. Субъекты малого предпринимательства могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах. Они имеют также право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
К основным требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, относятся: достоверность и полнота; нейтральность; целостность; последовательность; сопоставимость и др. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, чтобы исключить одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей в ущерб другим, т. е. она должна быть объективной по отношению к различным группам пользователей. Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы. Требование последовательности закрепляет постоянство содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по каждому конкретному показателю как минимум за два года — за предыдущий и отчетный.
Адреса и сроки представления
Все организации, за исключением бюджетных, представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам государственной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчетным годом для всех российских организаций является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданной либо реорганизованной организации отчетным считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно. Поскольку годовая отчетность представляется пользователям только по окончании финансового года, она не позволяет оперативно реагировать на изменения в финансовом положении и результатах деятельности организации. Этот недостаток призвана восполнить промежуточная отчетность, обеспечивающая пользователей информацией о событиях, операциях и условиях деятельности организаций, позволяющая выявить наиболее важные изменения в течение отчетного года. Особое значение это имеет для организаций (АО и др.), ценные бумаги которых свободно обращаются на фондовом рынке. Законодательство устанавливает сроки представления бухгалтерской отчетности: годовой — 31 марта следующего года. В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по назначению. Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода: 31 декабря для годового бухгалтерского отчета; последние дни месяцев для промежуточной бухгалтерской отчетности. Определение понятия "отчетная дата" очень важно для составления бухгалтерской отчетности, поскольку от этого зависит, например, величина курсовой разницы по активам и обязательствам, стоимость которых выражена в иностранной валюте, расходов, принимаемых для исчисления финансового результата, и т. д.
Публичность бухгалтерской информации
Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с ней в органах государственной статистики по месту регистрации организации. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Минфином России утвержден Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, в соответствии с которым публикацией бухгалтерской отчетности признается ее объявление в средствах массовой информации для всеобщего сведения. Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом издании, которое может быть определено уставом общества или решением его общего собрания. При этом допускается, что публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Публикация баланса может производиться и по сокращенной форме при соблюдении соответствующих требований Порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности. Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться и информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой). К опубликованию отчетности согласно законодательству приравнивается ее передача территориальным органам статистики, которые призваны предоставлять ее заинтересованным пользователям.
|