6. Учет материалов

 

Материалы — представляют собой предметы труда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ, оказа­ния услуг. Их особенность состоит в том, что участвуя в процессе производства, материалы полностью потребляются в каждом его цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию (работы, услуги).

В зависимости от их участия в процессе производства продук­ции, выполнения работ и оказания услуг их подразделяют на сле­дующие группы:

•   сырье и основные материалы;

•   вспомогательные материалы;

•   покупные полуфабрикаты:

•   возвратные материалы (отходы);

•   топливо:

•   тара и тарные материалы;

•   запасные части.

Предметы, срок службы (срок полезного использования) которых менее одного года, можно учесть в качестве материалов и списать на затраты производства или расходы на продажу после передачи в производство (эксплуатацию).

К материалам можно также отнести канцелярские принадлежности (ручки, блокноты и т.п.), расходные материалы (бумагу для факсов, картриджи для принтеров и т.п.).

Сырьем называется продукция добывающей промышленности (например, руда, нефть и т.д.) и сельского хозяйства (хлопок, зерно и т.д.), а материалами — продукция обрабатывающей промышлен­ности (например, ткань, мука и т.д.), предназначенная для дальнейшего использования в процессе производства.

Помимо основных материалов в процессе производства участ­вуют вспомогательные материалы, которые вещественно не входят в состав производимой продукции, но необходимы для обеспечения технологического процесса производства.

Классификацию материалов удобно использовать для построе­ния синтетического и аналитического учета, составления статисти­ческих отчетов, информации о поступлении и расходе материалов в производственно-хозяйственной деятельности организации, для определения остатков.

 

Покупка материалов

Материалы можно учитывать либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам.

Порядок учета материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Учет материалов по фактической себестоимости

Этот способ целесообразно использовать лишь тем организациям, у которых небольшая номенклатура используемых материалов, небольшое количество поставок материалов и все данные для формирования фактической себестоимости материалов поступают в бухгалтерию единовременно.

Если организация учитывает материалы по фактической себестоимости, все затраты, связанные с их приобретением, отражают непосредственно на счете 10 "Материалы".

К таким затратам относятся:

суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с покупкой материалов (например, НДС по материалам, используемым в производстве продукции, не облагаемой этим налогом);

расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию;

транспортно-заготовительные расходы;

прочие расходы, связанные с приобретением материалов.

 

Учет материалов по учетным ценам

Этот способ учета материалов целесообразно использовать тем организациям, у которых большая номенклатура используемых материалов и документы, необходимые для формирования фактической себестоимости материалов, могут поступать в бухгалтерию не единовременно, а с разрывом во времени.

Учет материалов по учетным ценам организуют с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Учетную цену материально-производственных запасов можно установить самостоятельно. За учетную цену можно принять цену поставщика, фактическую себестоимость материалов по данным предыдущего месяца и т.д.

Порядок определения учетных цен должен быть закреплен в учетной политике организации.

При оприходовании материальных ценностей по учетным ценам делают запись:

Дебет 10 Кредит 15 - оприходованы материально-производственные запасы на склад по учетной цене.

Именно эта цена будет использоваться в дальнейшем при списании материальных ценностей (на затраты, на счет по учету продаж и т.д.).

Фактическая себестоимость приобретенных материально-производственных запасов отражается по дебету счета 15.

После получения расчетных документов поставщиков (счетов, счетов-фактур и т.д.) на приобретенные материальные ценности делают записи:

Дебет 15 Кредит 60 (76) - отражена фактическая себестоимость материальных ценностей на основании расчетных документов поставщиков;

Дебет 19 Кредит 60 (76) - учтен НДС по оприходованным материальным ценностям (на основании счетов-фактур поставщика).

Таким образом, по кредиту счета 15 формируется информация об учетной цене материалов, а по дебету - об их фактической себестоимости.

Если учетная цена запасов превысила их фактическую себестоимость, то на сумму превышения делают проводку:

Дебет 15 Кредит 16

списано превышение учетной цены материалов над их фактической себестоимостью (экономия).

Если учетная цена запасов оказалась меньше их фактической себестоимости, делают в учете запись:

Дебет 16 Кредит 15

списано превышение фактической себестоимости запасов над их учетной ценой (перерасход).

 

 

Списание отклонения в стоимости материалов

Дебетовое сальдо по счету 16 списывают в конце отчетного месяца на те счета, на которые были списаны израсходованные или проданные материальные запасы, пропорционально стоимости материалов, отпущенных в производство или проданных покупателям.

Сумму отклонений, подлежащую списанию, рассчитывают по формуле:

Сумма отклонений = (Дебетовое  сальдо по счету 16 на начало месяца + Оборот по  дебету счета 16 за месяц) : ( Сальдо по дебету счета 10 на начало месяца + Оборот по дебету счета 10 месяц) (Оборот по кредиту счета 10 за месяц)

Отклонение в стоимости материалов, отпущенных в производство, списывают на счета учета затрат:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 16 - списано отклонение в стоимости материалов.

Отклонение в стоимости проданных материалов списываются на субсчет 91-2 "Прочие расходы":

Дебет 91-2 Кредит 16 - списано отклонение в стоимости проданных материалов.

Кредитовое сальдо по счету 16 сторнируется в конце отчетного месяца в корреспонденции с теми счетами, на которые были списаны материалы, пропорционально стоимости материально-производственных запасов, отпущенных в производство или проданных покупателям.

Учет транспортно-заготовительных расходов

К транспортно-заготовительным расходам, связанным с приобретением материалов, относятся:

расходы на транспортировку и погрузку материалов в транспортные средства, расходы на хранение материалов, расходы на содержание заготовительно-складского аппарата;

вознаграждения, уплаченные посредническим организациям, через которые приобретены материалы, расходы по таре, таможенные пошлины и иные платежи, связанные с импортом материалов;

недостачи и потери от порчи материалов в пути в пределах норм естественной убыли, прочие расходы, связанные с приобретением материалов.

Транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из двух способов:

включать в фактическую себестоимость материалов (то есть учитывать эти расходы на том же субсчете счета 10, что и сами материалы);

учитывать на счете 15.

Первый способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов. При этом способе транспортно-заготовительные расходы списываются на счета по учету затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство:

Дебет 10 Кредит 60 - учтены транспортно-заготовительные расходы по оприходованным материалам;

Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС по транспортно-заготовительным расходам.

Учет транспортно-заготовительных расходов на счете 15 могут применять только организации, которые приходуют материалы по учетным ценам.

Организация может выбрать любой из способов. Этот выбор нужно отразить в учетной политике.

 

Учет затрат по кредитам, полученным для оплаты материалов

Порядок учета затрат по кредитам или займам, полученным для оплаты материальных ценностей, зависит от того, в каком порядке использована сумма кредита (займа).

Кредит (заем) может быть использован:

для оплаты материальных ценностей, уже оприходованных на балансе организации;

для предварительной оплаты материальных ценностей.

Если кредит использован для оплаты уже оприходованных материальных ценностей, то затраты по нему включают в состав операционных расходов:

Дебет 91-2 Кредит 66 - проценты, причитающиеся к уплате по кредитам (займам), учтены в составе прочих расходов фирмы.

Если кредит (заем) использован для предварительной оплаты материальных ценностей, то затраты по нему отражаются:

Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 66 - учтены затраты по кредиту (займу), использованному для предварительной оплаты материальных ценностей.

Учет недостач, выявленных при приемке материалов

При приемке материалов, поступивших от поставщика, может быть обнаружена недостача как в пределах величин, предусмотренных в договоре поставки, так и сверх предусмотренных величин.

Сумму недостачи в пределах величин, предусмотренных в договоре поставки, учтите по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей":

Дебет 94 Кредит 60 - отражена недостача в пределах величины, предусмотренной договором;

Сумма недостачи в пределах предусмотренной договором величины списывается на те же счета, на которых учитываются фактически полученные материалы:

Дебет 10 Кредит 94 - списана недостача в пределах величины, предусмотренной договором.

Сумма недостачи сверх предусмотренной договором величины отражается по дебету счета 76 субсчет "Расчеты по претензиям":

Дебет 76 субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 60 - отражена недостача сверх предусмотренной договором величины.

Поступления средств в счет удовлетворения претензий отражаются по кредиту счета 76 субсчет "Расчеты по претензиям":

Дебет 50 (51, 52) Кредит 76 субсчет "Расчеты по претензиям" - поступила сумма в оплату ранее признанной (присужденной) претензии.

 

Прочее поступление материалов

Организация может изготовить материалы (тару, запасные части и прочие ценности) собственными силами. Поступление таких материалов отражается в учете записью:

Дебет 10 Кредит 20 (23) - оприходованы материалы, изготовленные основным (вспомогательным) производством организации.

При оприходовании материалов, внесенных в качестве вклада в уставный капитал, делают проводку:

Дебет 10 Кредит 75-1 - оприходованы материалы, внесенные учредителем в качестве вклада в уставный капитал.

Материалы могут быть переданы организации безвозмездно. В учете делают запись:

Дебет 10 Кредит 98-2 - оприходованы материалы, полученные безвозмездно.

Такие материалы отражаются в учете по рыночным ценам, действующим на дату их оприходования.

При списании материалов, полученных безвозмездно, в производство делают запись:

Дебет 98-2 Кредит 91-1 - стоимость материалов, списанных в производство, отражена в составе прочих доходов.

 

Документальное оформление поступивших материалов

Материалы могут поступить в организацию от поставщиков, из собственного производства, а также в результате списания основных средств.

Если количество и качество поступивших материалов совпадают с данными, указанными в товаросопроводительных документах поставщика, оформляют приходный ордер (форма N М-4).

Если на склад поступили материалы без соответствующих документов (счетов-фактур, накладных), составляют акт по форме N М-7.

Приходный ордер (форма N М-4) оформляют в одном экземпляре в день поступления материалов на склад.

Материалы приходуют в тех единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах поставщика (штуках, килограммах, погонных метрах и т.д.).

Если материал поступает в одних единицах измерения, а расходуется в других, то он приходуется сразу в двух единицах измерения.

Оформленный приходный ордер передают в бухгалтерию вместе с товаросопроводительными документами поставщика. Бухгалтер должен заполнить в ордере графу "Корреспондирующий счет".

Ордер хранится в бухгалтерии в течение пяти лет.

Акт о приемке материалов (форма N М-7) составляют, если их количество или качество не совпадает с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика, либо отсутствуют расчетные документы поставщика.

Акт оформляет специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. В состав комиссии должно входить не менее трех человек.

Акт составляют в двух экземплярах:

один экземпляр вместе с сопроводительными документами на материалы передают в бухгалтерию;

второй - в подразделение организации, работники которого должны подготовить претензионное письмо поставщику.

При необходимости к акту могут быть приложены квитанции транспортной организации о весе груза; пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача; другие документы, которые свидетельствуют о недостаче.

Акт подписывают все члены комиссии и материально ответственный работник, принявший поступившие ценности. Руководитель организации должен утвердить акт.

Оформленный акт передают в бухгалтерию вместе с товаросопроводительными документами поставщика. Бухгалтер должен заполнить на 3-й странице акта графу "Корреспондирующий счет".

Акт о приемке материалов должен храниться в архиве организации пять лет.

 

Списание материалов. Отпуск материалов в производство

Материалы могут быть отпущены на нужды основного, вспомогательного или обслуживающего производства.

При отпуске материалов в производство оформляют лимитно-заборную карту (форма N М-8). Карту используют, если в организации установлено ограничение (лимит) на отпуск материалов со склада.

Если в организации ограничения (лимита) на отпуск материалов со склада не установлено, то оформляют требование-накладную (форма N М-11).

На стоимость материалов, фактически отпущенных в производство, делают проводку по кредиту счета 10:

Дебет 20 (23, 29) Кредит 10 - списаны материалы на нужды основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

Материалы списываются в производство одним из четырех методов:

ФИФО;

ЛИФО (с 01.01.2008 не применяется);

по средней себестоимости;

по себестоимости каждой единицы.

Порядок списания материалов должен быть установлен вашей учетной политикой.

Обратите внимание: в налоговом учете материалы списываются этими же методами.

При этом по каждому виду материалов могут применяться различные методы списания.

Метод ФИФО предполагает, что материалы, поступившие ранее других, передаются в производство первыми.

При использовании метода ЛИФО предполагается, что материалы, поступившие последними, передаются в производство первыми.

При списании ценностей по методу средней себестоимости бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов.

Этот показатель определяется по формуле:

Средняя себестоимость = (Стоимость  остатка материалов на начало  отчетного периода + Стоимость материалов,  поступивших в отчетном периоде) : (Количество  материалов  на начало  отчетного  периода +   Количество материалов, поступивших  в    отчетном периоде)

Чтобы установить стоимость материалов, которая подлежит списанию, средняя себестоимость единицы умножается на общее количество списанных материалов.

По методу себестоимости каждой единицы оцениваются материалы, используемые в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.).

Отпуск материалов на сторону

Зачастую у организации накапливаются излишки материалов, которые не используются в процессе производства. Такие материалы могут быть проданы или переданы безвозмездно.

Убыток от безвозмездной передачи материалов при налогообложении прибыли не учитывается (п.16 ст.270 НК РФ).

Дебет 62 Кредит 91-1  - отражена выручка от продажи материалов;

Дебет 51 Кредит 62  - поступили денежные средства от покупателя;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 91-2 Кредит 10  - списана себестоимость проданных материалов;

Дебет 91-9 (99) Кредит 99 (91-9) - отражена прибыль (убыток) от продажи материалов.

Если передаются материалы безвозмездно, в учете делают запись:

Дебет 91-2 Кредит 10 списаны материалы, переданные безвозмездно.

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно.

Безвозмездная передача товаров на территории России облагается НДС (подп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

При продаже (безвозмездной передаче) материалов оформляют накладную на отпуск материалов на сторону (форма N М-15).

Накладную выписывают в двух экземплярах:

первый экземпляр передают на склад для отпуска материалов;

второй экземпляр передают получателю материалов.

Накладная должна храниться в архиве организации пять лет.

Контрольные вопросы:

1.    Дайте определение материалов.

2.    Каким способом можно учитываются материалы?

3.    Какими документами оформляются операции, связанные с движением материалов?

4.    Какие способы списания материалов в производство Вы знаете?

5.    Какие бухгалтерские записи делают при отпуске материалов на сторону?

 

Вернуться на главную