1.Сущность и основные задачи бухгалтерского учета. Основные понятия и принципы ведения бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. (Закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ от 06.12.2011)

Бухгалтерский учет - это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица). (старая редакция закона)

Бухгалтерский учет обязаны вести все экономические субъекты (юридические лица), действующие на территории РФ. Не ведут бухгалтерский учет: индивидуальные предприниматели, лица, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством; а также находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Основанием для ведения бухгалтерского учета являются пер­вичные бухгалтерские документы, которые должны оформлять все факты хозяйственной жизни (хозяйственные операции).

Для отражения активов (имущества) и обязательств в бухгалтерском учете и отчетности производится их оценка в денежном выражении. Оценка активов, приобретенного за плату, осуществ­ляется путем суммирования фактически произведенных расхо­дов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации — по стоимости его из­готовления. В соответствии с законодательством допускается применение других методов оценки.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского уче­та и отчетности организации обязаны проводить инвентариза­цию активов и обязательств.

Организация ведет бухгалтерский учет активов, обязательств и фактов хозяйственной жизни путем двойной записи на взаимо­связанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать обо­ротам и остаткам по счетам синтетического учета.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации под­лежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского уче­та без каких-либо пропусков или изъятий.

В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раз­дельно.

Документы в области регулирования бухгалтерского учета

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

 Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

 

Пользователи бухгалтерской информации

 

Пользователей бухгалтерской информацией можно разделить на три группы: администрация организации, сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом, сторонние пользователи информации с косвенным интересом.

Администрацию организации представляют: Совет директоров, высший управленческий персонал, руководители и специалисты подразделений.

  Представители администрации одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Собственников, совладельцев и первых руководителей предприятия интересует прибыльность и ликвидность предприятия (соотношение платежных средств и обязательств); для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.

Сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом - это сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и на основе ее данных делают выводы о перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонние пользователи информации с косвенным интересом: налоговые органы, казначейство, КРУ Минфина РФ, аудиторские фирмы, органы государственной статистики, пенсионный фонд, фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, работники профсоюзов, покупатели и др.

  Налоговые органы и казначейство в отличие от других сторонних пользователей информации имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией предприятия, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, региональных и местных налогов.

  Представителям пенсионного фонда, фонда социального страхования представляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в эти фонды.

  Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации.

  Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (для оценки финансового состояния предприятия). В органы государственной статистики представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.

Вернуться на главную