1.1.Сущность управления затратами предприятия (Управленческого учета) |
Управление затратами предприятия (Управленческий учет) — это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимых аналитических разрезах, необходимой для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах [11]. Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. В этой связи необходима детальная информация для формирования альтернативных вариантов действий, понимания экономического содержания, характера изменения показателей по вариантам. Информационные потребности и запросы руководителей и менеджеров ограничиваются порядком организации и ведения бухгалтерского учета в связи: - с ретроспективным характером ведения бухгалтерского учета; - возрастанием значения оперативности информации; - необходимостью включения и оценки альтернативных действий; - необходимостью формирования информации с разным уровнем обобщения в зависимости от уровня управления; - сложностью понимания экономического содержания статей и форм бухгалтерской отчетности, их взаимосвязи. Решение указанных проблем привело к относительному обособлению, разделению бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Управленческий учет охватывает те виды учетной информации, которые необходимы менеджерам в целях внутреннего управления организацией, и, следовательно, взаимодействует со всеми управленческими функциями, то есть с планированием, контролем, анализом, регулированием деятельности организации. В общем случае можно сказать, что управленческий учет произошел от производственного калькуляционного учета, основной задачей которого является получение учетных данных о производственных затратах (прямых и косвенных) с целью определения себестоимости продукции (работ, услуг) и ожидаемой прибыли от ее реализации [10]. В современных условиях хозяйствования, необходимости привлечения дополнительных факторов обеспечения конкурентоспособности, расширения видов деятельности и рынков сбыта, диверсификации производимой продукции одной из главных задач управленческого учета является существенное расширение и детализация информации о составе затрат и финансовых результатах. Разнообразие видов деятельности и производимой продукции (работ, услуг), видов затрат и мест их возникновения требуют применения иных методических подходов к их исследованию, детализации, измерению и получению информации в реальном масштабе времени. Кроме того, возникает необходимость в сборе и обобщении информации разного назначения - в целях планирования, прогноза, контроля и принятия решений. Таким образом, информационные потребности в системе управления организацией постоянно расширяются и не могут быть реализованы традиционным производственным учетом. Цели управления затратами предприятия (управленческого учета): ü выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений; ü обеспечение менеджеров организации информацией для принятия объективных, оперативных управленческих решений. Основные задачи управления затратами предприятия (управленческого учета): 1) выявление и измерение основных показателей, характеризующих деятельность организации; 2) сбор и хранение информации о значениях показателей деятельности; 3) подготовка и обработка информации в соответствии с поставленной целью; 4) анализ полученных результатов; 5) передача результатов анализа в соответствующие уровни управления организацией; 6) калькулирование продукции; 7) планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности организации; 8) составление отчетов для контроля; 9) предоставление объективной информации для принятия нестандартных решений в процессе управления организацией; 10) прогнозирование и выбор наиболее эффективных путей развития организации. Система управленческого учета позволяет: 1) иметь объективную и качественную информацию о себестоимости каждого вида продукции, выпускаемой предприятием; 2) анализировать отклонения от запланированных результатов и выявлять причины отклонений; 3) выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации; 4) обеспечивать контроль наличия и движения имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов; 5) использовать достаточно гибкую систему ценообразования с учетом информации о таких же видах продукции, выпускаемых другими производителями; 6) производить конкурентоспособную продукцию, цена которой может быть уменьшена за счет снижения определенных видов издержек; 7) принимать обоснованные и эффективные управленческие решения, позволяющие значительно увеличить прибыль предприятия за счет снижения доли издержек, и т. д. [12]. |