2.1. Затраты и расходы организации
 

 

Деятельность любого предприятия предполагает возникновение определенных затрат.

 Затраты - весьма обширная экономическая категория, к определению которой существует множество различных подходов. При этом в экономической литературе и на практике наряду с термином "затраты" используются и такие, как "расходы", "издержки". Многие авторы считают их синонимами и не делают различий между этими понятиями. Однако определение сущности этих понятий имеет значение для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, экономичности производственного процесса, его прибыльности. Затраты живого и овеществленного труда  на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства.

Особенности затрат как объекта управленческого учета заключаются:

- в динамизме, при котором затраты находятся в постоянном движении, изменении (постоянно изменяются цены на приобретаемые средства и предметы труда, пересматриваются нормы расхода трудовых затрат);

- многообразии (многоэлементный состав), требующем применения различных приемов и методов управления ими;

- трудностях измерения, учета и оценки (абсолютно точных методов измерения и учета затрат нет);

- сложности и противоречивости влияния затрат на финансовый результат (например, повысить финансовый результат страховых операций можно за счет уменьшения величины страховых выплат, которые, в свою очередь, явились результатом увеличения расходов на урегулирование ущерба и его обработку).                     

Затраты характеризует совокупность всех материальных, трудовых и финансовых ресурсов, потребление которых направлено на осуществление производственно-финансовой деятельности организации.

Затраты возникают в момент приобретения ресурсов в результате:

- выплаты денег;

- приобретения в кредит;

- товарообменных операций.

Затраты организации могут быть подразделены:

- на затраты, списываемые непосредственно в расходы отчетного периода (затраты на производство);

- затраты активообразующие.

Затраты на производство подразделяют на прямые, то есть непосредственно связанные с производством данного конкретного вида продукции (работ, услуг), и косвенные (накладные), не связанные непосредственно с конкретным продуктом, а обусловленные процессом организации, обслуживания производства и управления им [26].

Понятие "расходы" закреплено в ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденном приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящего к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [8].

Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящих к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.

Расходы текущего отчетного периода, обусловленные полученными в этом отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход. Такой подход называется соответствием расходов и доходов [12]

Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

1) в результате их осуществления получены доходы;

2) не будет доходов как в отчетном периоде, так и в будущих периодах.

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат).

В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках затраты делятся на затраты на продукт и затраты периода[11].

Затраты на организацию производства и управление не капитализируются в активы, а списываются в расходы отчетного периода.

Затраты активообразующие - это затраты, обеспечивающие выгоды в будущем, стоимость которых капитализирована в активы, представленные в виде реальных объектов (права, амортизируемое имущество и т.п.).

Затраты на производство и реализацию продукции включают в себя расходы сырья, основных и вспомогательных материалов, а также комплектующих изделий; расходы на топливо и энергию; расходы по основной и дополнительной заработной плате, в том числе отчисления на социальное страхование; амортизационные отчисления; прочие денежные расходы; внепроизводственные расходы.

Затраты на производство и реализацию продукции составляют ее себестоимость. Они возмещаются в каждом производственном цикле за счет выручки. При неизменном уровне оптовых цен от величины затрат на производство и реализацию продукции при прочих равных условиях зависит размер прибыли предприятия и уровень рентабельности производства.

Неизменным условием должно быть возмещение расходов на приобретение сырья и материалов, износ основных фондов, оплату труда, затрат на расширение и модернизацию производства, на социальные программы и многие другие нужды, за счет доходов, полученных от реализации продукции, и прочей деятельности. При этом предприятие должно быть рентабельным. Выставляя ориентиром максимальные доходы и рентабельность, предприятие концентрируется, изыскивает все возможные ресурсы, возможность вовлечения в оборот заемных средств. Все совершаемые действия должны осуществляться с долей осознанного риска, точного расчета и ясного видения конечного результата. Прибыль предприятия также должна служить источником возврата и оплаты кредита. Предприятия, выполняющие все вышеизложенные условия, являются прибыльными, прогрессирующими, успешными, доминирующими в жестких условиях рынка.

Расходы на производство и реализацию продукции находят свое обособление в части стоимости продукции. Выделение расходов в самостоятельную экономическую категорию в процессе обмена товарами ведет к соизмерению расходов с доходами от реализации продукции и получению оценки результатов затраченного труда.

На уровне расходов непосредственным образом сказываются множественные производственные факторы: любые незначительные замены в технике или технологии, материально-техническое усовершенствование, изменение номенклатуры производимой продукции, а также более серьезные изменения, такие как модернизация и реконструкция, научная организация труда и повышение квалификации работников.

Управление затратами является основным инструментом в организации производственной деятельности предприятия. Выявление внутрихозяйственных резервов способствует возможности снижения затрат, их более эффективному использованию. Все это предрасполагает к повышению эффективности хозяйствования, достижению более высоких темпов прироста прибыли и рентабельности производства.

Управление затратами - это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. К затратам относятся все ресурсы, которые участвуют в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В отчете о прибылях и убытках за определенный период отражаются не все затраты. К расходам относятся те затраты, которые принимают участие в формировании прибыли определенного периода. Оставшаяся часть затрат может представлять собой объекты капитального строительства в незавершенном виде, готовую продукцию на складе, полуфабрикаты, нематериальные активы и прочие активы. Таким образом, к расходам можно отнести увеличение обязательств или уменьшение активов, что ведет, в свою очередь, к уменьшению капитала, не связанному с распределением прибыли между акционерами. Под выплатами понимают движение денежных средств, уплаченных за поставляемые материалы и другое необходимое сырье. Выплаты и затраты имеют между собой различие на ту величину, на которую изменились запасы и кредиторская задолженность за определенный период времени.

Для того чтобы избежать ошибки в подходе к управлению затратами, необходимо названные понятия разграничивать. Например, контроль расходов на основании получения данных из отчета о прибылях и убытках не является управлением затратами. Если снизился объем продаж и при этом одновременно увеличиваются запасы готовой продукции, то, опираясь на данные отчета о прибылях и убытках, мы получаем информацию, что расходы уменьшаются, а затраты стали больше. Однако на данную неблагоприятную для компании ситуацию менеджеры могут отреагировать запоздало, что повлечет за собой нежелательные последствия.

Смешение же терминов "затраты" и "выплаты" приводит к тому, что руководство предприятия пытается управлять затратами путем ограничения выплат кредиторам. Такой подход способствует повышению стоимости ресурсов, необходимых для производства, так как, кроме оплаты ресурсов, в полном объеме стоит необходимость оплаты коммерческого кредита.

Управление затратами представляет собой целый комплекс различных мероприятий, ведущих к снижению и контролю затрат. Процесс создания системы управления затратами на предприятии может представлять следующие этапы:

1) установление взаимосвязи между системами управления затратами и бюджетным управлением;

2) определение перспективных направлений снижения затрат;

3) разработку плана мероприятий по снижению затрат.

Чтобы управление затратами имело положительный эффект, необходимо тесно связывать его с системой бюджетирования. При разработке бюджета предприятие вводит планируемые затраты в определенные рамки, ограничивая их в размере, стараясь таким образом управлять затратами. Бюджет компании можно составлять с помощью нормирования, с использованием нормативов затрат, а также с помощью лимитирования, т.е. установления определенных лимитов.

Оптимальным считается сочетание обоих методов: лимитирование применяется к тем статьям затрат, для которых не установлены нормы. Однако возможно успешное функционирование предприятий, использующих только нормирование или только лимитирование.

Одним из наиболее эффективных инструментов управления затратами является планирование затрат предприятия. Планы для прогрессивного развития предприятия необходимо составлять реальные, но в то же время жесткие. Обычно первый этап в управлении затратами начинается с подачи заявок подразделениями на выделение определенного количества денежных средств с целью решения задач, поставленных перед ними. Следом проводится коммерческая экспертиза. Она представляет собой проведение анализа обоснованности заявки в части соответствия ее стоимости приобретаемым товарам (услугам) специалистами, владеющими ситуацией на рынке [10,13,14,17,18,23,24,29,30].


 

Вернуться на главную