7.1.Основные понятия бюджетирования
 

 

В настоящее время все большее значение придается бизнес-планам, бюджетированию, и в целом стратегическому планированию. Система планирования должна быть основана именно на бюджетировании. Планирование и бизнес-планы применяются при планировании всей деятельности и, в частности при планировании себестоимости, так как это, пожалуй, самая большая расходная часть производственного, да и не только производственного, предприятия.

                При этом само планирование в целом подразумевает планирование общего финансового развития организации, количество и ассортимент производимой продукции, объемы реализации, выбор партнеров и контрагентов и другие общие направления деятельности. При этом бюджетирование, являющееся основой планирования, это наиболее точное определение всех планируемых показателей и ресурсов организации.                 Бюджетирование позволяет сопоставить все произведенные затраты и полученные в результате этого финансовые результаты в перспективе в целом по организации и по отдельным направлениям.

                Таким образом, бюджетирование обеспечивает возможность составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов. Исходя из этого, бюджет предприятия - это финансовый план на будущую перспективу, выраженный в конкретных цифрах и показателях, необходимых для достижения поставленных целей. В то же время смета или бюджет предприятия для целей управленческого учета - это план или смета конкретного производственного процесса определенного вида продукции, обеспечивающий возможность максимально оптимизировать осуществляемые затраты на производство с помощью следования заранее рассчитанным показателям и нормам, а в случае отклонений от них - выявить причины таких отклонений и разработать мероприятия по обеспечению соответствия результатов плановым показателям или пересмотреть составленную смету, если ее применения не реально в данных условиях производства.

                Основными функциями бюджетирования являются планирование финансового состояния, состояния ресурсов организации, ее доходов и расходов, прогнозирование различных вариантов финансового положения организации в будущем.

                Бюджетирование для организации имеет особое значение, так как обеспечивает:

1) создание информационной базы для финансового анализа и финансового менеджмента;

2) формирование финансовых показателей, а также повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;

3) рациональное использование ресурсов и активов, повышение ответственности менеджеров различного уровня управления;

4) проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности хозяйственной деятельности структурных подразделений;

5) контроль за изменением финансовой ситуации в организации, улучшение ее финансового состояния в целом, а также отдельных структурных подразделений и многие другие аспекты.

                Таким образом, бюджетирование позволяет решать такие задачи, как:

1) определение основных финансовых и стратегических целей организации;

2) выбор объектов бюджетирования в соответствии с уровнями управления;

3) создание системы интегрированных показателей в целях контроля за достижением поставленных целей;

4) постановка задач, обеспечивающих достижение основных целей, которые могут быть решены с помощью бюджетирования;

5) оформление назначения бюджетирования в виде внутренних нормативных документов.

Основной бюджетный фактор характеризует цель формирования бюджета. Например, если основным бюджетным фактором является объем продаж, то необходимо начинать составление бюджета организации с подготовки плана продаж. Если основным бюджетным фактором является объем производства, то необходимо начинать составление бюджета с подготовки плана производства.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджетирование — динамический процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:

1)          анализ исполнения бюджета прошедшего k-го периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов);

2)          составление бюджета на отчетный период;

3)          контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного периода;

4)          анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов);

5)    составление бюджета на следующий период и т.д.

____________________________________________________________________________________________

Бюджетный цикл — составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета. Основные этапы бюджетного цикла: планирование с участием руководителей всех центров ответственности деятельности организации в целом, а также его структурных подразделений; определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности организации (подразделений); оценка возможных изменений в планах, связанных с изменениями условий функционирования; корректировка планов с учетом возможных изменений.

Программы деятельности подготавливаются на определенный период в будущем — бюджетный период, который может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный период — это период, когда бюджеты составляются обычно на год, с подразделением на полугодие, квартал, 12 месяцев, 13 четырехнедельных периодов и т.д.

Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями контроля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными данными для анализа и оценки текущей деятельности. Предпочтительнее сравнивать четырехнедельные периоды, чтобы избежать различий в количестве дней разных месяцев. В течение года в бюджеты вносятся изменения (корректировки) с учетом изменения условий функционирования предприятия.

Часто составляют краткосрочный бюджет на период 1—3 месяца. Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности, что в значительной степени облегчает информационное обеспечение таких бюджетов. Такие бюджеты являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями предприятия. Анализ исполнения краткосрочного бюджета проводится на основе сравнения фактических показателей с плановыми показателями, установленными в начале бюджетного периода.

Если деятельность предприятия связана с внедрением новых технологий, вводом нового оборудования, требующих значительных капитальных вложений, то бюджеты разрабатываются на более длительный период — три, пять и более лет. Это долгосрочные бюджеты, которые разрабатываются, как правило, для каждого подразделения на год [10,11, 15].

Вернуться на главную