7.4. Формирование оперативного бюджета
 

 

Для формирования оперативного бюджета необходимо использовать информацию о деятельности предприятия за предшествующие периоды, использовать данные балансовой отчетности периода, предшествующего прогнозируемому. Такая информация дает представление об имеющихся активах и источниках их покрытия.

Подготовка оперативного бюджета должна осуществляться на основе цели бюджетирования в следующей последовательности:

-  бюджет продаж;

-  бюджет коммерческих расходов;

-  бюджет производства;

-  бюджет прямых материальных затрат;

-  бюджет прямых затрат на оплату труда;

-  бюджет общепроизводственных расходов;

-  бюджет себестоимости произведенной продукции;

-  бюджет себестоимости реализованной продукции;

-  бюджет общих и административно-управленческих расходов;

-  бюджет текущих периодических расходов;

-  бюджет производственных запасов;

-  Прогнозируемый отчет о прибылях и убытках.

 

_____________________________________________________________________________________________


 

Бюджет продаж

Бюджет продаж предприятия составляется на основе прогноза продаж, который формируется по результатам анализа и обсуждения руководством различных микро- и макроэкономических факторов, маркетинговых исследований о состоянии экономики, спроса и предложения на конкретные виды сырья и материалов, продукцию, производственных мощностей, конкурентах, ценовой политики и т.п.

При формировании бюджета продаж предприятия особое внимание следует уделять динамике изменения таких показателей, как:

1)          состояние рынка сбыта продукции в целом – используя данные за предыдущие периоды, необходимо выявить: средний темп роста спроса на конкретную продукцию, кто является основными конкурентами предприятия на данном рынке, каков их объем продаж и качество продукции;

2)          зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня доходов покупателей, долгосрочности тенденций продаж и т.п.;

3)          потенциальные возможности предприятия по расширению объема продаж.

Бюджет продаж — это самый первый и самый важный бюджет при составлении общего бюджета организации. Товарная структура бюджета продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывает существенное влияние на все другие частные бюджеты.

Бюджет продаж должен предусматривать объем продаж в натуральном и стоимостном выражениях, прогнозируемый индекс роста цен с учетом уровня инфляции.

Выручка от продаж в стоимостном выражении определяется по формуле:

В = Vnp х Ц х Jц,

где В — выручка от продаж; Vnp — объем продаж в натуральных единицах; Ц — цена реализации единицы продукции; Jц — индекс роста цены продукции.

Бюджет продаж должен рассматриваться совместно с прогнозом денежных поступлений от продаж, основанным на сложившихся правилах расчета с потребителями продукции и планируемых мероприятиях по улучшению сбыта продукции. В данном прогнозе представляются значения остатков дебиторской задолженности на конец периода (с учетом безнадежных долгов и переходящих остатков предыдущего периода), сумма задолженности к погашению в текущем периоде и поступления от продаж каждого периода.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет коммерческих расходов

Бюджет коммерческих расходов отражает расходы, связанные со сбытом продукции (услуг) в будущем:

на тару, упаковку изделий на складах готовой продукции транспортировку и хранение продукции;

на исследования рынка;

на рекламу — по целенаправленному информационном воздействию на потребителей для  продвижения продукции на соответствующие рынки;

на участие в торгах на товарных биржах и т.п.

Коммерческие расходы предприятия делятся на постоянные, которые не зависят от объема продаж, и переменные, динамика которых пропорциональна изменению величины продаж. Переменные коммерческие расходы планируются на основе определения плановой ставки начисления, привязанной к отдельным показателям объема продаж. Так, например, для расходов по упаковке и сортировке готовой продукции базой начисления является физический объем отгрузки. Для расходов на рекламу, направленную на увеличение выручки от реализации в целом, база начисления — плановая выручка объема продаж. Большая часть коммерческих расходов планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключением могут быть арендные платежи за складские помещения.

Разработку данного бюджета и контроль за его исполнением осуществляет отдел продаж.

______________________________________________________________________________________________

 Бюджет производства

Бюджет производства разрабатывается на основе бюджета продаж и учета производственных возможностей и технологии производства. Определяет план выпуска продукции в натуральных показателях, может быть составлен и в стоимостном выражении. На основе продаж указываются объемы необходимых запасов готовой продукции на конец и начало периода, возможные потери в результате производства. Значения этих показателей определяются, как правило, в процентном отношении от объема продаж в натуральном выражении.

Объем производства продукции рассчитывается по формуле:

                                                            V =Vnp + Vsk - Vsn + Vb,  V < Vmax,                                                      (7.2.)

где V — объем производства; Vnp — объем продаж; Vsk, Vsn — запасы готовой продукции на конец и начало периода; Vb — потери от брака; Vmax — потенциальные производственные возможности предприятия.

При составлении данного бюджета особое внимание необходимо уделить обоснованности запасов готовой продукции на конец периода. Если объем запасов готовой продукции будет недостаточным, то можно потерять в будущем потенциальных покупателей, если достаточно большой, то предприятие несет дополнительные издержки по хранению продукции.

Для обоснования запасов готовой продукции можно использовать метод управления запасами готовой продукции (EPR), который позволяет рассчитать уровень запасов, при котором совокупные издержки предприятия будут наименьшими. Для этого необходимо учитывать плановый выпуск продукции на бюджетный единичный период (Vnp), издержки по изготовлению единицы продукции (ИЗ1), стоимость хранения единицы запасов продукции в течение бюджетного периода (C1). На основе этого рассчитывается оптимальный размер партии выпуска готовой продукции (EPR):

                                                           EPR = [(2 х Vnp x ИЗ1) : С1]1/2                                                                  (7.3.)

Доля запаса готовой продукции на складе в объеме продаж (Дзп), рассчитывается по формуле:

                                                                                                                                                   (7.4.)

При таком значении запаса готовой продукции на складе совокупные издержки по переработке и хранению продукции являются минимальными.

Запасы готовой продукции на начало периода соответствуют запасам готовой продукции на конец предшествующего периода, поэтому являются известными величинами.

Следует учитывать, что в соответствии с отраслевой спецификой группы предприятий имеют незавершенное производство. В этом случае необходимо предусмотреть формирование бюджета валового выпуска продукции на основе плана производства, незавершенного производства на начало периода (НЗПнач) и незавершенного производства на конец периода (НЗПкон).

Объем товарного выпуска продукции (BV) рассчитывается по формуле:

                                                                  BV = V + НЗПкон - НЗПнач.                                                             (7.5.)

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет прямых материальных затрат

Затраты на сырье и материалы, которые идут непосредственно на изготовление продукции, принято называть прямыми затратами на материалы. Базой для расчета потребности в основных материалах является плановая величина валового выпуска продукции.

Потребность в материальных ресурсах на производство рассчитывается по формуле:

                                                               VC3 = VCnp - VСн,                                                                      (7.6.)

где VC3 — объем закупок материала в натуральных единицах;

VCnp — потребность в материале на заданный объем производства;

VСн — размер запаса материала на начало периода.

Потребность в материальных затратах на производство рассчитывается в натуральном выражении с учетом нормы расхода сырья на единицу продукции (Нр) и планируемого объема производства (V):

                                                              VCnp = V х Нр.                                                                            (7.7.)

При определении стоимости материалов необходимо учитывать индекс роста цен на основные виды сырья и материалов. Стоимость сырья и материалов определяется по формуле:

                                                               МАТЗ = МАТЗпр - МАТЗн,                                                       (7.8.)

где МАТЗпр — стоимость закупок материалов, необходимых для выполнения производственной программы; МАТЗн — стоимость запаса материала, используемого в производстве, на начало периода.

Стоимость закупок материалов определяется по формуле:

                                                                                                                            (7.9.)

где УСз — объем закупок материала в натуральных единицах; Цс — цена единицы материала; Jc — индекс роста цены материала.

В бюджете закупки материалов отражаются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов для выполнения плана производства.

Расчет за материалы, как правило, осуществляется организациями в кредит, поэтому бюджет прямых затрат на материалы должен предусматривать план погашения кредиторской задолженности, который составляется на основе существующего механизма погашения задолженности перед поставщиками.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает все расходы, связанные с оплатой труда основного производственного персонала. Он формируется на основе бюджета производства, информации о производительности труда или необходимого для выполнения единицы продукции рабочего времени в часах, почасовых ставок оплаты труда основного производственного персонала. Потребность в оборотных средствах на основную (фиксированную) заработную плату определяется как произведение средней часовой тарифной ставки (СТч) и количества времени, необходимого для изготовления продукции (Тизг):

                                                                                                            (7.10.)

где Vnp — объем производства; СТч i — часовая тарифная ставка рабочего выполняющего i-one-рацию обработки; Тизгi — время, необходимое на i-операцию обработки.

Бюджет должен предусматривать уровень индексации почасовой оплаты труда.

Основная заработная плата используется для расчета дополнительной заработной платы основного производственного персонала. В данном бюджете выделяется фиксированная и сдельная оплата труда, указываются отчисления с общего фонда заработной платы в соответствии с действующим законодательством.

Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо составить график ее погашения согласно порядку погашения, принятому руководством.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет общепроизводственных расходов отражает все виды производственных затрат, отличных от прямых материальных и трудовых затрат, которые понесет организация для выполнения бюджета производства в будущем периоде. Основные виды статей затрат, входящие в бюджет: амортизация и аренда производственного оборудования, страховка, дополнительные выплаты рабочим, оплата непроизводительного времени и энергетических ресурсов, текущий ремонт основных производственных фондов, содержание и ремонт оборудования, выплаты денежных средств по накладным расходам и т. п.

При составлении бюджета статьи затрат разделяются на постоянные и переменные. Постоянные общепроизводственные расходы не изменяются при изменении объема производства (амортизация, налоги, заработная плата мастеров, начальников цехов, затраты на текущий ремонт цеха и т.п.). Переменные общепроизводственные затраты изменяются при изменении объема производства (заработная плата вспомогательных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, премиальный фонд, вспомогательные материалы и т.п.).

Основными методами планирования общепроизводственных расходов являются:

калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);

технологическое нормирование (например, затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности (обогрева) и площади производственных помещений);

сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);

расчетные методы (например, амортизация производственных помещений).

Бюджет общепроизводственных расходов организации формируется из аналогичных бюджетов подразделений, разработанных их менеджерами на основе информации за предшествующий период.

_______________________________________________________________________________________________

Бюджет себестоимости произведенной продукции

Бюджет себестоимости произведенной продукции формируется из бюджетов: прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов по формуле:

                                                                   СПР = ПРМ + ПРТ + ОБЩПР,                                                     (7.11.)

где СПР — себестоимость произведенной продукции; ПРМ — прямые материальные затраты; ПРТ — прямые трудовые затраты; ОБЩПР — общепроизводственные затраты.

Данные бюджета служат основой для оценки себестоимости одной единицы продукции.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет себестоимости реализованной продукции

Бюджет реализованной продукции формируется на основе формулы:

                                                                   СРП = ЗПн + СПР — ЗПк,                                                               (7.12.)

где СРП — себестоимость реализованной продукции; ЗПн — запас готовой продукции на начало периода; СПР — себестоимость произведенной продукции за период прогноза; ЗПк — запас готовой продукции на конец периода.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет общих и административно-управленческих расходов

Данный бюджет включает расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью организации:

на содержание отделов кадров, юридического, труда и заработной платы, автоматизированной обработки информации;

на командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, подоходные налоги;

на социальное страхование, представительские расходы и т.п.;

на амортизацию офисного оборудования, по аренде офисных помещений;

на телефонную связь, канцтовары и т. п.

Большинство таких расходов носит постоянный характер, а некоторые из них являются переменными, зависят от объема продаж (телефон, коммунальные услуги и т.п.). Переменные затраты планируются, как правило, в процентном отношении от объема продаж. При планировании бюджета необходимо учитывать уровень инфляции. Данный бюджет принимается, как правило, на высшем уровне управления организации.

Разработка такого бюджета необходима для подготовки бюджета наличных средств, а также для целей контроля расходов.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет текущих периодических расходов

Бюджет текущих периодических расходов должен отражать все расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности прогнозируемого периода. Он формируется на основе бюджета коммерческих расходов и бюджета общих и административно-управленческих расходов. Информация из данной сметы используется для определения полной себестоимости реализованной продукции. Текущие периодические затраты распределяются только по реализованной продукции.

_____________________________________________________________________________________________

Бюджет производственных запасов

Бюджет производственных запасов формируется на основе информации о нормах запаса готовой продукции, запасных частей, сырья и материалов в натуральном и стоимостном выражениях исходя из данных о планируемой производственной себестоимости единицы продукции, незавершенного производства.

Размер запаса по материальным ресурсам в натуральных единицах определяется по формуле:

                                                                                                                                      (7.13.)

где 3Ci — размер запаса по i-му виду сырья; H(3Ci) — норма производственного запаса по i-му виду сырья в днях; ПCi — потребность в i-м виде сырья в периоде; Кг — количество рабочих дней в периоде.

К незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий обработки технологического процесса, неукомплектованные изделия, не принятые отделом технического контроля. Объем незавершенного производства определяется исходя из технологических особенностей изготовления продукции. Общая формула расчета норматива оборотных средств на незавершенное производство (НЗр) в течение периода имеет вид:

                                                                                                                             (7.14.)

где ЗАТ — затраты на производство продукции; Тп — продолжительность рассматриваемого периода; Тпрц— продолжительность производственного цикла в днях (промежуток времени от момента запуска сырья и материалов в производство до полного изготовления и сдачи готовой продукции покупателю); Кнарз — коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:

                                                                                                                                     (7.15.)

где А — затраты, производимые единовременно в начале процесса производства (материальные затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты); В — остальные затраты — так называемые нарастающие (амортизационные отчисления, затраты на топливо, оплату труда и т.п.), входящие в себестоимость продукции.

Объем незавершенного производства можно определить, используя данные о коэффициенте оборачиваемости за предшествующий период. Например, по данным отчетности, зная коэффициент оборачиваемости незавершенного производства, потребность на незавершенное производство можно определить по формуле:

                                                                                                                (7.16.)

где СПР — себестоимость реализованной продукции; К — коэффициент оборачиваемости незавершенного производства.

Запасы готовой продукции в натуральном измерении на конец отчетного периода при составлении сметы определяются руководством организации. Оценка запасов готовой продукции в стоимостном измерении основана на расчете плановой себестоимости единицы продукции, которая зависит от выбранного метода калькулирования себестоимости запасов (методы средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО).

_______________________________________________________________________________________________

Прогнозируемый отчет о прибылях и убытках

На основе подготовленных частных бюджетов, входящих в операционный бюджет, составляется план прибылей и убытков, являющийся одним из основных документов. Он показывает, какой доход получит организация за планируемый период и какие затраты будут понесены. Отчет о прибылях и убытках является аналогом формы № 2 российской бухгалтерской отчетности. Основными его составляющими являются: выручка от реализации продукции, производственная себестоимость реализованной продукции, операционные расходы (затраты на маркетинг, управленческие и коммерческие расходы), прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, налог на прибыль, нераспределенная прибыль отчетного периода.

Вернуться на главную