8.3.Трансфертная цена

В условиях рыночных отношений, когда отдельным структурным подразделениям предоставлена определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность, часто возникает необходимость определить цену продукта или услуги, по которой один центр ответственности передает свою продукцию другому центру ответственности. Процесс установления внутренних расчетных цен между центрами ответственности одного и того же предприятия называется трансфертным ценообразованием.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности изделия (услуги). На основании таких цен становится возможной объективная оценка функционирования каждого центра ответственности организации. Трансфертное ценообразование является оптимальным, если оно обеспечивает максимально возможный маржинальный доход. При этом должны соблюдаться условия:

1)          цели менеджеров различных уровней управления и организации в целом совпадают;

2)          руководителям центров ответственности предоставляется необходимая финансовая и хозяйственная самостоятельность.

Трансфертная цена может формироваться на основе:

рыночных цен — в этом случае цены не зависят от взаимоотношений и квалификации менеджеров центров ответственности, но использование рыночных цен возможно при наличии развитого рынка продукции и услуг, при этом необходимы дополнительные затраты на сбыт и обработку информации об уровнях рыночных цен на конкретных рынках сбыта;

себестоимости (нормативной, переменной или полной фактической) по принципу «себестоимость плюс», т.е. в трансфертную цену закладывается помимо выбранного показателя себестоимости фиксированный в виде процента размер прибыли;

договорных цен, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуг) — в этом случае трансфертная цена рассчитывается как сумма удельной переменной себестоимости и удельного маржинального дохода, утраченного продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж [10,11,12,14,15].

 

Вернуться на главную