Национального исследовательского Томского государственного университета (http://tic.tsu.ru) более не поддерживается! Предыстория факультета инновационных
технологий Национального исследовательского Томского
государственного университета (использованы материалы доклада А.Н. Солдатова и А.Б. Пушкаренко на
IX Всероссийской школе- конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с
международным участием «Инноватика-2013» 23 – 25 апреля В 90-х годах в сложившихся социально-экономических условиях необходима была опора на рыночные механизмы функционирования, связанные с эффективной коммерческой реализацией возможностей интеллектуального потенциала высших учебных заведений. Ею стала программа «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы», утвержденная приказом Госкомвуза России от 09.07.93 г. №72, основной целью которой было создание системы практической реализации на внутреннем и международном рынках научно-технической продукции, производимой высшей школой через систему малых предприятий, входящих в учебно-научно-производственные комплексы вузов и, как следствие, повышение эффективности функционирования вузов России в условиях рыночной экономики [1-3]. Программа представляла собой совокупность научно-технических проектов и организационно-экономических мероприятий, объединенных общей целью и сроками их выполнения. Организациями-исполнителями программы являлись высшие учебные заведения, научные и научно-производственные организации и предприятия системы Министерства общего и профессионального образования России, научно-технические проекты и разработки которых были перспективными с точки зрения реализации в целях получения и реинвестирования прибыли. Деятельность программы осуществлялась по следующим основным направлениям: 1) инновационные проекты высшей школы; 2) новые экономические структуры; 3) подготовка и переподготовка кадров для научно- технического предпринимательства в высшей школе; 4) информатизация и телекоммуникационные сети наукоемкого бизнеса в высшей школе; 5) малое предпринимательство в высшей школе и международное сотрудничество; 6) вопросы нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы. Организационная структура программы строилась по региональному признаку с выполнением работ по направлениям. Руководство программы и головными организациями по регионам осуществлял Головной научно- технический совет (ГНТС) (председатель Алексеев О.В.). Оперативное управление программой осуществляла Исполнительная дирекция программы (директор – Харин А.А.). В Западно-Сибирском регионе руководство программой осуществлял Региональный научно-технический совет (РНТС), работающий на базе головной организации по программе, которой был утвержден Томский государственный университет (ТГУ). Руководил советом ректор ТГУ профессор Георгий Владимирович Майер. Оперативное руководство программой в регионе было возложено на Томский инновационный центр (ТИЦ) Западно-Сибирского региона. Исполнительным директором ТИЦ стал профессор Анатолий Николаевич Солдатов. Структура функционирования программы в Западно-Сибирском экономическом регионе представлена на рис.1.
Рис.1 Томский госуниверситет являлся базовым вузом в Западно-Сибирском регионе по реализации двух программ Минобразования: «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы» и «Малое предпринимательство в науке и научном обслуживании высшей школы». При этом основной массив практической деятельности осуществлялся созданными одновременно Инновационным центром ТГУ (ИЦ ТГУ) и Томским инновационным центром Западной Сибири. Лаборатории, кафедры, малые предприятия вузов получали бюджетное финансирование на выполнение инновационных проектов на конкурсной основе. Прибыль от реализации продукции инновационных проектов концентрировалась в региональном фонде и в дальнейшем вновь направлялась на поддержку инфраструктуры и выполнение новых разработок. Базовые вузы региона по выполнению программы – Томский госуниверситет, Алтайский госуниверситет, Новосибирский госуниверситет, Кемеровский госуниверситет, Омский госуниверситет, Томский политехнический университет, Томская государственная академия систем управления и радиоэлектроники. Региональный научно-технический совет Западно-Сибирского региона являлся высшим «законодательным органом», который принимал основные принципиальные решения по выполнению инновационных проектов. В составе Совета были представители (ректоры, проректоры) всех крупных вузов Западной Сибири: председатель НТС – Майер Георгий Владимирович ректор ТГУ; зам. председателя – Солдатов Анатолий Николаевич – директор Томского инновационного центра Западной Сибири; члены НТС: Дунаевский Григорий Ефимович – проректор по производственно-экономической работе ТГУ; Зинченко Вячеслав Иванович – проректор по научной работе ТГУ; Ушаков Василий Яковлевич – проректор по научной работе Томского политехнического университета (ТПУ); Пушкаренко Алексей Борисович – зам. проректора по научной работе ТПУ; Шарыгин Герман Сергеевич – проректор по научной работе Томской государственной академии систем управления и радиоэлектроники (ТАСУР); Кобзев Анатолий Васильевич – зав. кафедрой «Промышленная электроника» (ТАСУР); Ляхович Леонид Семенович – проректор по научной работе Томской государственной архитектурно-строительной академии; Родионов Евгений Викторович – проректор по научной работе Алтайского госуниверситета; Сафонов Юрий Николаевич – проректор по научной работе Кемеровского госуниверситета; Тумайкин Анатолий Михайлович – проректор по научной работе Новосибирского госуниверситета; Геринг Геннадий Ивановичи ректор Омского госуниверситета; Трушляков Валерий Иванович – проректор по научной работе Омского государственного технического университета; В
Необходимо отметить важность развития Западно-Сибирского регионального информационного центра Программы (ЗапСибРиц), первая очередь которого введена в эксплуатацию в 1996 году. Специфика Западно-Сибирского региона, состоящая в пространственном разбросе промышленно-технологических анклавов, большом разнообразии природных зон и, как следствие, различных требований к технико-эксплуатационным и технологическим параметрам человеческой деятельности, диктовала необходимость активного использование геоинформационных технологий, позволяющих создавать системы обработки данных о пространственно-распределенных объектах, проводить экологическую экспертизу проектов, исследовать процессы социального, демографического плана и т.д. В ТГУ был накоплен большой опыт разработки различных ГИС, ведущихся на различных платформах и средах. Разбросанность и неравномерное распределение интеллектуально-образовательных ресурсов региона, с одной стороны, и необходимость повышения уровня образования привели к выводу о том, что в местных условиях станет очень эффективной форма дистанционного обучения, особенно в сфере переподготовки кадров. Результатом такого подхода явилась
разработанная в Головной организации концепция создания открытой системы
образования в Западной Сибири. Реализация концепции позволила развить
принципиально новую образовательную среду, основанную на электронных базах
знаний и дистанционной форме обучения и решить проблемы дополнительного
профессионального образования для самого широкого круга потребителей. В В Новокузнецке и Прокопьевске были открыты два периферийных центра дистанционного образования (ПЦДО). Они созданы на основе договоров между администрациями городов и ТГУ. Каждый ПЦДО имел необходимый штат за счет внебюджетного финансирования, получаемого от реализации Программы. Использование телекоммуникационных ресурсов Томского университета и ТИЦ позволило осуществлять образовательные программы зарубежных образовательных центров. Активно
шла работа по обучению самих участников Программы основам научно-технического предпринимательства.
Прошли семинары по вопросам патентования и интеллектуальной
собственности (
Рис.2 Основные задачи ТИЦ ЗС сводились к - содействию при создании и становлении малого предпринимательства и новых экономических структур в вузах региона; - обеспечению условий для подготовки и переподготовки кадров для научно-технического предпринимательства; - подготовке основ международного сотрудничества в инновационной сфере; - развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности вузов; - созданию банков данных, систем экспертизы и сертификации научно-технической продукции вузов России; - инвестициям в научно-технические проекты по наиболее перспективным направлениям; - созданию эффективного механизма реинвестирования средств, вложенных в проекты и др. В процессе развития инфраструктуры ТИЦ ЗС в 1994-1996 гг. были созданы новые структурные единицы: 1) Центр научно-технической экспертизы (ЦНТЭ): - формирование банка экспертов; - разработка унифицированных методик экспертизы; - независимая экспертиза проектов. 2) Лаборатория информационных систем (ЛИС): - разработка концепции информационного обеспечения Программы в Западно-Сибирском регионе; - разработка и реализация проекта локальной сети Западно-Сибирского регионального инновационного центра; - вывод локальной сети регионального инновационного центра на INTERNET; - формирование и ведение базы данных об инновационных проектах вузов региона. 3) Центр интенсивной языковой подготовки: - экспресс-подготовка руководителей и исполнителей проектов по языковому минимуму (англ., нем. яз.) с применением интенсивных методик. 4) Опытное производство наукоемкой продукции (ОПНП): - производство и реализация опытных образцов и малых серий наукоемкой продукции; - привлечение свободных мощностей предприятий региона (в т.ч. конверсионных) для реализации вузовских разработок. 5) Лаборатория рекламы и маркетинга (ЛРМ); - разработка рекламных материалов для проектов, выходящих на этап реализации; - подготовка выставочных рекламных материалов; - реклама разработок в средствах массовой информации, рекламные акции; - маркетинговые исследования. 6) Центр компьютерных технологий: - технический и программный сервис; - создание и реализация электронных изданий; - помощь и консультация филиалам и структурам региона; - оснащение и переоснащение компьютерной техникой субъектов Программы. 7) Центр новых образовательных технологий: - создание методик и сети дистанционного обучения; - организация работы филиалов регионального образовательного центра дистанционного обучения; - создание банка данных по обучающим программам для области научно-технического предпринимательства; - организация дистанционных образовательных услуг, в т.ч. и с привлечением зарубежных специалистов. 8) Кадровое агентство «Вариант»; - изучение запросов предприятий региона на специалистов с высокой квалификацией; - поиск, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров по заказам предприятий и фирм региона. ТИЦ Западной Сибири осуществлял работы по всем шести направлениям программы, основным из которых являлось направление «Инновационные проекты высшей школы». Другие направления были вспомогательными и призванными обеспечить эффективное развитие работ по этому направлению в целях активизации инновационной деятельности вузов региона на основе коммерческой реализации их интеллектуального потенциала. Основные
научные направления, по которым выполнялись проекты: - охрана окружающей среды, системы мониторинга атмосферы; - разработка аппаратно-программных комплексов для проведения экологической паспортизации предприятий; - разработка технологии производства экологически чистых материалов; - создание медицинских приборов и устройств на основе лазерной техники и конструкций с памятью формы; - разработка систем охранной сигнализации и оповещения чрезвычайных ситуаций. 80% этих разработок относились к медицине, экологии и охране окружающей среды (рис.3). Рис.3 Участниками Программы был получен ряд крупных научно-технических результатов, из которых можно выделить разработки, выполненные по проектам: - «Магнетронная система нанесения тонкослойных покрытий на материалы и изделия» и «Разработка, изготовление и внедрение подвижных магнетронных распылительных систем» (НИИЯФ при ТПУ, научный руководитель В.П.Кривобоков) (рис.4). Рис.4 - «Разработка средств, повышающих выносливость организма к действию экстремальных факторов» АБИСИБ и «Разработка безотходной технологии переработки хвои пихты сибирской на базе производства экстракта пихты сибирской-АБИСИБа» (НИИББ при ТГУ, научный руководитель Н.Я.Костеша) (рис.5).
Рис.5 - «Разработка медицинской установки для дерматологии на базе лазера на парах меди с воздушным охлаждением» и «Компактные лазеры на парах золота повышенной мощности» (ТГУ, научный руководитель А.Н.Солдатов) (рис.6).
Рис.6 - «Создание имплантатов и конструкций с памятью формы медицинского назначения» (Медико-инженерный центр СФТИ при ТГУ, научный руководитель В.Э.Гюнтер) (рис. 7).
Рис. 7 - «Создание монокристаллов на основе никелида титана для научных исследований и промышленного использования» (СФТИ при ТГУ, научный руководитель Ю.И. Чумляков) (рис.8).
Рис.8 За период 1994-1999 гг. участниками Программы опубликовано 209 научных работ, защищено 7 докторских и 21 кандидатских диссертаций, получен 61 патент на изобретения, выполнено более 70 проектов, в том числе совместно с зарубежными партнерами из США, Франции, Японии, Болгарии, Великобритании, Швейцарии. В реализации Программы участвовало 49 докторов и 157 кандидатов наук, более 200 студентов и аспирантов. Было создано более 100 новых рабочих мест. Головная организация, ТИЦ и вузы региона участвовали в 36 конференциях (25 международных); инновационные разработки, выполненные по программе, были представлены на 25 выставках разного уровня, в том числе на 15-и международных (Германия, Египет, Аргентина, Бразилия, Франция, Бельгия, рис. 9).
Рис. 9. Разработаны 12
новых технологий, 55 опытных образцов устройств, свыше 4000 изделий, 8000
кв.м. стекла с энергосберегающим
покрытием и 1250 кв.м. тонированного стекла, Таким образом, Программа поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы и созданный Томский инновационный центр Западной Сибири придали мощный импульс инновационному движению в Западно-Сибирском регионе, в частности, в Томской области [4,5]. В конце В Литература 1. Солдатов А.Н. Инновационная деятельность в вузах Сибири – история, опыт / Инноватика-2005. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.// Под ред. А.Н. Солдатова, С.Б. Квеско. – Томск, ТГУ, 2005. – С. 3-6. 2. Пушкаренко А.Б. Опыт создания инновационной инфраструктуры Томской области / Инноватика-2007. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.// Под ред. А.Н. Солдатова, Г.Е. Дунаевского. – Томск, ТГУ, 2007. – С. 5-8. 3. Шленов Ю.В. Инновационное развитие высшей школы России / Инноватика-2010. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами научной школы.// Под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. – Томск, ТМЛ-Пресс, 2010. – С. 13-29. 4. Пушкаренко А.Б. Модели региональной инновационной инфраструктуры / Инноватика-2009. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.// Под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. – Томск, ТГУ, 2009. – С. 5-11. 5. Зинченко В.И., Пушкаренко А.Б., Ботаева Л.Б. Анализ состояния и развития инновационной инфраструктуры на территории Томской области / Инноватика-2010. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами научной школы.// Под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. – Томск, ТМЛ-Пресс, 2010. – С. 30-46. 6. Солдатов А.Н. Научно-образовательный комплекс «Инноватика»: кадровое обеспечение инновационной деятельности. / / Инноватика-2006. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.// Под ред. А.Н. Солдатова, С.Б.Квеско. – Томск, ТГУ, 2006. – С. 6-11. 7. Солдатов А.Н., Миньков С.Л. Опыт работы по кадровому обеспечению инновационной деятельности ТГУ и ЗСФ РГУИТП. / Развитие региональной системы образования в условиях модернизации. Материалы V Сибирского Форума образования. – Томск, Изд-во ТГУ, 2006. – С. 199-209. 8. Солдатов А.Н. В Томске готовят специалистов по инновациям. // Территория интеллекта. – 2007. –№1(1). С. 19. 9. Миньков С.Л. От классики до новых моделей образования. // Территория интеллекта. – 2008. –№1(3). С. 36-37. 10. Солдатов А.Н., Миньков С.Л. Управление инновациями: образовательный аспект. // Территория интеллекта. – 2008. –№5(7). С. 20-21. 11. Майер Г.В., Солдатов А.Н., Уваров А.Ф., Шленов Ю.В. Инженеры-менеджеры – новые игроки на рынке. // Территория интеллекта. – 2010. –№3(17). С. 34-35. |