5.3 Земельный налог
Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Законодательные (представительные) органы муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Определение налоговой базы производится в следующем порядке:
Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности: определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- инвалидов с детства;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
- иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.
Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:
в размере 10 000 руб. производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, налоговая база признается равной нулю.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанавливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образованиями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:
Налоговая ставка |
Налоговая база |
0,3% |
Земельные участки: • отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; • занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства; • приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства |
1,5% |
Прочие земельные участки |
Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:
Категории налогоплательщиков |
Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей |
Организации |
Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей) |
Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности | |
Физические лица |
Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами |
Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.
Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.
Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансовые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законодательным (представительным) органом городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на основании уведомлений налоговых органов.
Отчетность представляется в налоговые органы только организациями и индивидуальными предпринимателями.
Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.